Задачи урока:
- Развитие непосредственной слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания, логического мышления, речи.
- Формирование самоконтроля, умения работать в группе, снятие агрессивности.
- Сплочение группы.
Оборудование:
- игрушка Гном;
- для задания №1 спички 11 штук, нитка, ребус «Дом». Предметные картинки: чум, юрта, хата, изба;
- для задания №2 бланки «Спящий дракон»;
- для задания №3 бланки «Зашифруй слово», буквы для игры «Пишущая машинка»;
- для игры «Найди свою группу» предметные картинки для группирования понятий по темам: «Транспорт», «Предметы живой природы», «Инструменты». Ребусы: «Тачка», «Рояль», «Дом», предметные картинки: рояль, тачка, мухомор;
- для заключительного этапа: бланки «Алфавит», шифровка из чисел
Ход урока
Вводная часть.
Улыбнитесь гостям.
Улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова-пожелания.
Я вам желаю: внимательности, старания, желания трудиться, быть терпимыми друг к другу всегда и везде.
Вспомните, какие слова из «Азбуки хороших слов» (АХС) указывают на хорошие качества человека, подчеркивают в человеке всё лучшее. Назовите мне слова, из нашей АХС на буквы от А до Л. (Аккуратный авторитетный, активный, бережливый, благородный, бескорыстный, вежливый, воспитанный, внимательный, весёлый, гостеприимный, гуманный, добрый, добросовестный, доброжелательный, жизнерадостный, мудрый, милый, мечтательный, ласковый, любознательный, ловкий.)
Назовите, пожалуйста, к слову «любознательный» слово-синоним.
Всегда ли любопытство характеризует человека с хорошей стороны?
Такого человека можно назвать любознательным?
Я желаю вам быть любознательными.
Основная часть.
Задание №1.
А теперь поработаем пальчиками и поразмышляем, задумаемся, заставим себя мыслить.
Отгадайте загадку:
На севере это чум,
В степи это юрта,
В горах это сакля,
На Украине это называют хатой,
А русские говорят: «Изба».
Что же это такое? Разгадайте ребус, он вам поможет отгадать загадку.
Молодцы!
У вас на столе спички, сложите из 11 спичек вот такой домик. Переложите 1 спичку так, чтобы дом повернулся в другую сторону.
Изобразим дом пальчиками рук:
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
Ниткой «напишите» прописную букву, обозначающую первый звук слова «дом», эту же букву – строчную.
Когда мы в словах пишем прописную букву?
Есть ли в нашей республике реки и города, названия которых начинаются с буквы Д?
Может быть, есть названия, в которых мы напишем строчную букву д?
Молодцы! Хорошо поработали.
Ребята, встречайте гостя. Кто это?
Какое лицо у него?
Как вы думаете, почему?
Наверное, у нашего друга Гнома снова случилось несчастье, и Гном пришёл к вам за помощью. Поможем Гному?
Задание №2. (Бланк «Спящий дракон». Приложение 1)
Дракон похитил у Гнома волшебный камень и унёс его в своей пасти на морской остров. Вот он спит на острове, а камень держит во рту. Вам нужно, как можно, быстрее добраться до камня и вернуться с ним к Гному. Вам поможет волшебная палочка - простой карандаш. Проведите быстро линию вокруг дракона, не прикасайтесь к дракону, чтобы он не проснулся. Двигайтесь быстро, но осторожно, не свалитесь в море и не разбудите дракона. Коснитесь волшебной палочкой камня во рту дракона и продолжите свой путь, добежав до мостика, перебирайтесь на берег. Делать нужно быстро, но осторожно: дракон может проснуться, а вам очень важно помочь Гному, он не может совершать свои добрые дела без этого волшебного камня. В добрый путь!
(Дети проводят линию простым карандашом на бланке.)
Кто принёс Гному его волшебный камень? Молодцы!
Посмотрите на Гнома, он повеселел и приглашает вас поиграть. Игра называется «Найди свою группу».
Правила игры. Каждый получил картинку. Покажите друг другу свои картинки. Объедините картинки в группы по общему признаку. Назовите свою группу так, чтобы мы с Гномом поняли, по какому признаку вы объединились в группу.
(Дети рассматривают картинки, объединяются в группы и называют свои группы.)
Ребята, Гном принёс три призовые картинки, но приз получит та команда, которая назовёт свой приз, отгадав загадку или ребус. Слушайте и отгадывайте загадки, разгадывайте ребусы и получайте призы от Гнома.
Он в лесу стоял, никто его не брал.
В красной шапке модной никуда негодный.
Дети, мухомор, действительно, «никуда негодный» гриб?
Если летом в лесу увидите мухомор, что вы с ним сделаете?
Вот вам ребус.
Какая группа её возьмёт? Тачка это транспорт? Почему же её возьмёт группа «транспорт»?
Если человек идёт с тачкой по дороге, то этот человек кто: водитель, пешеход или пассажир? Почему?
Ещё один ребус для вас.
Что это такое? Какая группа получит эту картинку? Почему? А какой это инструмент?
Какие рабочие инструменты вы знаете?
(Если дети затруднятся с ответом, загадаю загадки на тему «Рабочие инструменты».)
Понравилась игра?
Рассаживайтесь.
Но что-то наш друг снова загрустил. Ах, он получил телеграмму, но буквы рассыпались, и Гном не может её прочитать. Поможем Гному?
Слушайте меня внимательно.
Задание №3. Игра «Пишущая машинка».
Послушайте правила, которые позволят вам прочитать телеграмму для Гнома.
Я называю слово, вы из своих букв составляете его. Каждый хлопает в ладошки, выходит к доске. Слово составили, дружно хлопнули в ладошки. Возможно, что одну и ту же букву имеют несколько человек. Постарайтесь, чтобы каждый из вас смог встать со своей буквой в слово.
(Самолет, мчит, нас, в, страну, Знаний.)
Кто запомнил текст телеграммы? Посмотрите, правильно ли её написали друзья Гнома?
- Самолёт мчит нас в страну знаний.
Что забыли весёлые человечки?
Посмотрите, как радуется наш друг и приглашает вас поиграть. Будем играть?
Задание 3. (Бланк «Зашифруй слово». Приложение 2)
Для игры Гном принёс бланки, рассмотрите их. Кто понял правила игры? Вам предстоит правильно и быстро зашифровать слова, заменив буквы числами. Время ограничено. Начали!
(На выполнение задания дается 5 минут.)
Стоп! Кто зашифровал все слова? А кто одно слово? Проверяем.
Это слова-предметы, слова-действия или слова-предлоги?
Молодцы! С заданием Гнома справились.
Послушайте моё задание. Из зашифрованных слов составьте рассказ. Объявляю конкурс на самый весёлый рассказ.
Заключительная часть.
А теперь Гном прощается с вами, прочитайте его прощальное сообщение, оно зашифровано.
Ключ к шифру перед вами. (Детям дается бланк с алфавитом.) Кто понял, как пользоваться ключом к шифру?
Что вам нужно сделать, чтобы прочитать сообщение Гнома? Пожалуйста, работаем.
Кто прочитал?
Молодцы!
Спасибо
вам!
Я присоединяюсь к словам Гнома. Мне было хорошо с вами.
Вы хотите показать какое у вас сегодня настроение?
Покажите, пожалуйста. (Жест руки.)
До свидания!
Литература.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
- Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - С-П,: «Лань», 1997.
- Сборник загадок Составитель Карпенко М. Т. - М.: «Просвещение», 1988.