Ход внеклассного занятия
I. Открытие бала.
Звучит вальс. Пара ребят танцует.
II. Сообщение темы занятия.
Пришла золотая осень, в огородах убрали урожай. Пришло время провести «Картофельный бал». И вот ребята (ФИ) открыли наш бал. А раз наш бал картофельный, о ней мы и будем говорить.
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне –
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Нынче в книгах мы поищем...
Многое должны узнать,
А теперь пора начать...
III. Рассказ учителя.
Картофель составляет основу питания большинства людей из разных стран мира. Его называют вторым хлебом. А сходство с хлебом действительно есть. Ведь она, так же как и хлеб не надоедает и не приедается. Мы так привыкли к картофелю, что не представляем свой стол без него. Но так было не всегда...
IV. Презентация.
V. Частушки.
1. Вы не сварите обед
Если его в доме нет
С виду вроде бы простой
Это русский хлеб второй.2. Её люди прославляют
Даже песни сочиняют
Если вырос урожай
Смело лето провожай.3. Под землёю как наседка
Она гнёздышко свела
И глазастых своих деток
Нам под осень привела.4. Я и жарю, и варю
Её понемножечку
Спасибо русскому царю
За вкусную картошечку.5. Я читала в букваре
И слыхала во дворе
Говорил мне старый дед:
Без картошки жизни нет.6. Ложка дорога к обеду
К частушечке гармошечка
Мы пропели вам куплеты
Про русскую картошечку.
VI. Конкурсная программа.
1. Слово учителя.
Наш конкурс пройдёт под названием, которое зашифровано в ребусе. Разгадайте его.
Итак, конкурс пройдёт под названием (дети хором) «Картофель».
2. Построение бригад, представление.
3. Первый конкурс. Перенос картошки ложкой со стула на стул.
Рекламная пауза. Разгадывание загадки.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
4. Второй конкурс. «Сбор картофеля».
Картофель рассыпается по полу, от бригады по одному человеку собирают картофель в пакет. Условие: брать можно только по одной картофелине. Кто больше соберёт.
Рекламная пауза. Разгадывание загадки.
Неказиста, шишковатая,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
5. Третий конкурс. Прыжки в мешках.
Рекламная пауза. Составление пословицы.
«Картошка – дорога каждая крошка»
6. Четвёртый конкурс. Накормить пюре.
Рекламная пауза. Разгадывание загадки.
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запечённую в костре,
В ароматной кожуре.
«Русский хлеб», зовём мы крошку –
Нашу добрую...
7. Пятый конкурс. «Чистка картофеля спиралью" (чтобы кожура была спиральной лентой, у кого длиннее).
Варим, жарим и печем –
На костре, в духовке,
Даже вместе с шашлычком
Справимся мы ловко!
И с укропом молодая –
Просто объедение!
А вот... чистить, не скрываю,
Для меня – мучение!
Кстати, об очистке. Поручается она, как правило, самым неопытным поварятам. А между тем здесь нужна рука мастера: все самое ценное в картошке, как и в яблоке, находится в кожуре и миллиметровом слое под кожурой. По этой причине готовить генерала нашей кухни лучше прямо в мундире. Диетологи советуют готовить в кожуре лишь молодую картошку, после декабря урожай уже считается старым.
Рекламная пауза. Инсценированние стихотворения.
- Мне совет ваш, детки, нужен:
Что покушаем на ужин?
Сын, мечтаешь о блинах?
- Свари картошку, мам, «в штанах»!
Возмутилась дочка Юля,
Две слезинки на глазах:
- Лучше ты свари в кастрюле...
Не вари ее в штанах!
8. Шестой конкурс. «Пронесем картошку».
По два участника встают друг против друга, лбами зажимают картошку, а затем по сигналу ведущего двигаются на другой конец площадки. Побеждает та команда, которая наиболее ловкая и быстрая.
Рекламная пауза. Разгадывание загадки.
Красный глаз
Богатырь Тарас
Под землю ушёл
10 братьев нашёл.
Посмотри-ка, посмотри
Каковы богатыри.
9. Седьмой конкурс. «Картофельный дизайнер».
Порезать картофель на кружки и выложить из кружков картину.
Рекламная пауза. Разгадывание загадки.
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
10. Восьмой конкурс. Представление поделок из картофеля.
У этой картошки
Есть ушки и рожки,
На олененка похожа она.
А эта картошка
Немножко
Напоминает слона.
А эта малютка-картоха –
Забавный котёночек-кроха,
А та, что с ней рядом –
Баба-Яга,
Нос крючком и кривая нога.
11. Девятый конкурс. Представление блюд.
(Ребята берут в руки свои блюда, а один ученик читает стихотворение.)
На плечи лопаты –
И в поле, ребята!
Работе мы рады
И отдыху рады!
- Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!
- Мы нажарим, и наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!
- Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.
- Картошке нашей каждый рад,
Я положу её в салат,
- А для меня нет лучше в мире
Чем картошечка в мундире.
- Нажарим для Танечки
Румяные дранички.
- Готовы для Женечки
С картошкой варенички.
- А ты, Андрюша, шанежку скушай.
- А тебе, дружок, -
С картошкой пирожок.
- А для Нади, смотри –
Картофель «фри».
- А ты, Ванюша,
Жареной покушай!
- Тебе, Олежка,
С картошкой окрошка.
- А тебе, Артём,
На костре испечём!
- Мы не зря все собирали урожай:
Приходи и то, что любишь, выбирай!
- Знают люди с детских лет,
Что вкусней картошки – нет!
Рекламная пауза. Как вы думаете, зачем нам сегодня нужны часы?
Оказывается, по цветкам картофеля можно определять время: цветы раскрываются в 6-7 часов утра, а закрываются в 14-15 часов.
12. Последний десятый конкурс. Самая внимательная бригада.
Мы сегодня много говорили о картофеле. А как его называли?
13. Подведение итогов жюри.