Цели урока:
- Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме.
- Развивающая: совершенствование синтаксических навыков.
- Воспитывающая: установка на серьезную работу по подготовке к экзамену.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Слово учителя
Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют
короткого конструируемого ответа (тип В), они
являются заданиями повышенной сложности.
– прочитайте формулировки заданий части В.
– сформулируйте материал, который нам
необходимо повторить.
– начинайте с В3.
Блоки для повторения
- Типы связи слов в словосочетаниях.
- Простое осложненное предложение.
- Односоставное предложение.
- Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
- Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
- Рассмотрим важнейшее из них.
IV Обобщающее повторение
Класс разделен на группы. Каждая группа получает задание по одному из блоков. Один из группы по презентации выступает с повторением теории.
Группа №1 В3
1) Типы связи слов в словосочетаниях.
2) Тестирование.
- Выпишите из предложения словосочетание со
связью согласование
Я должен был понять быков, чтобы вытащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица. (Мою тележку)
- Выпишите из предложения со связью управление.
Вечерами, когда гасли фонари и стрекотали кузнечики, мы мечтали о будущем. (Мечтали о будущем)
- Выпишите из предложения словосочетание со
связью примыкание.
А однажды показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе. (Показалось однажды)
- Выпишите из предложения словосочетание со
связью управление, согласование .
Кто узнает, какая сила разрушила древние постройки. (Разрушила постройки, древние постройки)
Группа №2 В4
1) Односоставное предложение
2) Тестирование. Определите тип односоставного предложения:
- о/л – определенно-личное
- н/л – неопределенно-личное
- об/л – обобщенно-личное
- б – безличное
- н – назывное
- С самого утра окна залепило снегом.
- Проводите меня сегодня с работы.
- За одного битого двух небитых дают.
- Страшный треск. Крики.
- Хочу записаться в секцию плавания.
- Ночью холодом веет с земли.
- Привези мне что-нибудь в подарок.
- Туман сырого сада.
- В дверь громко и настойчиво постучали.
- Слезами горю не поможешь.
Ключ: 1 – б; 2 – н/л; 3 – об/л; 4 – н; 5) – о/л; 6 – б; 7 – о/л; 8 – н; 9 – н/л; 10
Группа №3 В6
1) Сложноподчиненные предложения. Типы придаточных.
2) Тестирование. Определите тип придаточных.
- Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.
- Что бы со мной ни было, я хочу быть один.
- Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.
- Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне…
- Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда.
- Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении.
- Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.
- Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловно подлинность многих произведений Куприна.
- Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.
- В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось.
- Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.
- Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.
- Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки.
- Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.
- Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Ответы:
- Определительное
- Уступки
- Сравнения
- Изъяснительное
- Места
- Времени
- Изъяснительное
- Цели
- Причины
- Уступки
- Следствия
- Времени
- Образ действия
- Изъяснительное
- Определительное
Группа №4 В7
1) Средства связи между предложениями в тексте.
2) Работа с текстом.
V. Итог урока
– Итак, мы на уроке повторили и закрепили ряд заданий (В3, В4, В6, В7) Задания соответствуют экзаменационным. Следующее повторение и закрепление заданий В5, В8
VI. Домашнее задание: В5, В8, тесты 8,9