Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики седьмого, восьмого и девятого классов. У каждого из вас своя задача. Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса» и раскроют секрет каждого из них. Девятиклассники, вы не просто зрители. Внимательно следите за всем происходящим, будьте готовы отвечать на вопросы, которые зададут вам восьмиклассники. Ваша роль, семиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли её изучать? Конечно, в химии, как и в любой науке, кроме занимательного будут встречаться и трудности. Трудно и интересно – это то, что нужно мыслящему человеку, чтобы постоянно развиваться. В самом конце нашей встречи я задам вам один вопрос, на который мне хотелось бы получить ответ. Но всему свое время. А теперь приступаем к чудесам!
Выходят четыре ученика.
1 ученик. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2 ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3 ученик. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4 ученик.Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
Выходит 5 ученик. В руках у него колба с жидкостью.
5 ученик.Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость! Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. Пятый ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.
5 ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко. Получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5 ученик. Стоп, ребята, погодите! Чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Вы запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1,2.3,4 ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
5 ученик. Чудо первое свершилось, что в стаканах получилось?
1 ученик. А ответ совсем простой – у меня стакан пустой.
2 ученик. У меня в стакане сода.
3 ученик. Вместе с ней метилоранж.
4 ученик. В моем – бария хлорид.
5 ученик. О чем это говорит? Угадай, девятый класс. Мы надеемся на вас! Ну, конечно, догадались без труда, что в колбе находилась …
Девятиклассники: Кислота!
5 ученик. Знаете, наверное, вы ее название?
Девятиклассники: Серная!
Уходят. Выходит 6 ученик.
6 ученик. В чудесах химических я уже остер, без огня, без спичек разведу костер. Наложу лучинок-дров и костер уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, на костер им капну: гори, коль я хочу!
Проделывает все, о чем говорит. Костер загорается.
6 ученик. Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!
Уходит. Появляется 7 ученик.
7 ученик. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Девятый класс, внимание!
Проделывает опыт с фенолфталеином.
7 ученик.Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?
Девятиклассники: Фенолфталеин!
Следующий опыт с метилоранжем.
7 ученик. В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?
Девятиклассники: Метилоранжевый.
Опыт с бумажкой универсального индикатора.
7 ученик. Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет – в колбе щелочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовем ее?
Девятиклассники: Универсальная!
Уходит. Входят 8 и 1 ученики.
8 ученик.Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами! Девятый класс, внимание, будет вам задание. На обычную дощечку наливается вода, и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.
1 ученик.Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до пяти, а ты все палочкой крути.
Медленно считает, чтобы стакан успел примерзнуть.
8 ученик. Примерз стакан химический, процесс …
Девятиклассники: Эндотермический.
Уходят 1 и 8 ученики. Входит 9 ученик.
9 ученик. Все вода, снег да раствор, надоевший разговор… У меня другие планы: разожгу на сетке пламя.
Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.
Я еще не то умею, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь? Ну, смотрите. Не всё сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошенько все прогреть.
Говорит и одновременно демонстрирует опыт.
Спирт горит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар – вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Все понятно, ясно тут, змеи отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Уходит. Появляется 2 и 10 ученик.
10 ученик. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.
2 ученик.Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото.
Приглашают кого-либо из семиклассников.
10 ученик. Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись – это обязательно.
2 ученик.Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора.
Приглашают следующего.
10 ученик.Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогладим мы горячим утюгом.
Гладит лист утюгом, всем показывает «снимок». Приглашает еще семиклассников.
2 ученик.Есть еще и способ третий, это вы себе отметьте, что ничем к листу бумаги прикасаться мы не станем.
Эту фотографию проявляют в атмосфере аммиака под колоколом.
10 ученик.Посмотрите, видно всем? А секрет простой совсем.
2 ученик. Здесь в работе помогал нам
знакомый индикатор. Показывает первый снимок.
Рисовали кислотой. Показывает второй снимок.
Газом аммиаком. Показывает снимок под
колоколом.
2 и 10 ученики. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Уходят. Появляются 3 и 4 ученики.
3 ученик.Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.
Приглашают семиклассника.
4 ученик. Оперируем без боли, правда, будет много крови.
3 ученик. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод.
4 ученик.Один момент. (Подает «йод»)
3 ученик. «Йодом» смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент. Нож подайте, ассистент.
Делает ножом «разрез», течет «кровь».
4 ученик.Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.
3 ученик. Этот опыт объяснить мы пока не можем, в класс девятый перейдем – объяснение найдем.
Уходят. Выходит 5 ученик. Зачитывает несколько строф из сказки П. Ершова «Конек-горбунок» о жар-птице.
5 ученик.Сказку вспомнили слегка, про конька, про горбунка. Там жар-птицыно перо Ване счастье принесло. Пришло время подивиться, как горит перо жар-птицы.
Зажигает спирт в чашках для выпаривания, которые содержат растворенные соли натрия, калия, меди, стронция и т.д. потом закрывают чашки плотным листом картона.
5 ученик.Отвечай девятый класс, почему огонь погас? Пламя без чего умрет? Ему нужен …
Девятиклассники: Кислород!
Уходит 5 ученик. Появляется 11 ученик. Готовую модель вулкана устанавливает на столе. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку.
11 ученик. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане. Вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.
Прикасается нагретой палочкой, начинается «извержение вулкана».
11 ученик.Вам запомнится, ребята, это извержение. Тип реакции, какой здесь?
Девятиклассники: Разложения.
Выходят все участники.
1 ученик. Наше время истекло.
2 ученик. Но мы вам показали не все, что умеем делать.
3 ученик. Мы еще умеем изгибать стеклянные трубки и сверлить резиновые пробки.
4 ученик. Говорить на химическом языке.
5 ученик. Медные монеты превращать в «серебряные».
6 ученик. Устраивать грозу в пробирке.
7 ученик. Получать водород и кислород.
8 ученик. Взрывать гремучий газ.
9 ученик. Делать черный порох и еще многое другое.
10 ученик. Этому и вы научитесь в будущем году.
11 ученик. Если с увлечением будете изучать самую интересную науку – химию.
Учитель. Вот и закончился наш занимательный час. Через год, уважаемые семиклассники, и вы все это будете уметь, если захотите. Вы заметили, что девятиклассникам часто приходилось заканчивать фразы, говорить в рифму. Это легко, если знаешь, что сказать. Так вот, сейчас у меня к вам тот самый вопрос, который я обещала задать в начале нашей встречи. Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году. Что мне каждый скажет? Я …
Семиклассники. Приду!
Учитель. Так приходите! Я вас жду!