Программа гражданско-патриотического и правового воспитания "Наш дом – Россия"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Историческое значение каждого... человека измеряется
его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

1. Пояснительная записка

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического и правового воспитания, а так же работу с допризывной молодежью как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеи, определяющую направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Современный взгляд на общество предполагает прежде всего взгляд на общественное устройство, как изменяющееся, новая ситуация требует нового поведения. Важнейшей составляющей этого нового поведения является овладение знаниями нормативно-правовых документов, касающихся школьникови их родителей. Другими словами, школьники должны не только знать, но и уметь пользоваться своими знаниями, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов.

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание – это система воспитания и обучения, ориентированное на формирование совокупности гражданских свойств личности:

1. Социально-гражданская компетентность(Совокупностьзнаний в области социологии, этики, права, политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества).
2. Гражданственность (наличие у человека социально-значимых нравственных ценностных ориентиров).
3. Гражданская активность (акции, направленные на защиту прав граждан, укрепление правопорядка).
4. Воспитание гражданина нового демократического государства. Уроки гражданственности призваны воспитывать патриотов, мужественных людей, преданных Родине, – это требует постоянной работы, каждодневных усилий семьи, школы и общества.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей учащихся МБОУ «СОШ №10». При разработке программы учитывался опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация и тенденции развития школы.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

2. Цель и задачи программы

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

Задачи:

  • создать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;
  • изучить нормы общественной жизни, законы, её регулирующие, и деятельность общественных институтов; познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;
  • развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;
  • расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность; познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.

3. Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического и правового воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.

Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Содержание:

  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
  • изучение и пропаганда национальных и семейных традиций;
  • проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;
  • организация совместных коллективных творческих дел;
  • организация и проведение благотворительных акций;
  • организация работы с родителями.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.

Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т. д.
Содержание:

  • изучение символики России, края, города, школы;
  • оформление уголка символики;
  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
  •  изучение родного края и страны, через организацию походов, заочных путешествий;
  • совершенствование системы классного и школьного соуправления;
  • радиофицирование школы;
  • организация цикла передач по школьному радио;
  • организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;
  • организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;
  • акция «Ветеран живет рядом»;
  • работа творческих объединений «Основы правовой культуры», «Я и мои права»

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации в стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).
Содержание:

  • изучение предмета “Экономика”;
  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;
  • оформление выставок;
  • разработка и защита авторских проектов;
  • участие детей в общественно полезном труде;
  • организация профориентационной работы с учащимися.

Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Содержание:

  • изучение культуры, российских традиций, истории России;
  • участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
  • знакомство с различными видами искусств;
  • изучение истории России, символики, геральдики;
  • проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
  • организация различных выставок;
  • организация культурных мероприятий для творческой самореализации:
  • организация и создание школьного театра, танцевального кружка.

4. Формы реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Формы реализации программы:

  • мероприятия индивидуальные, групповые, массовые (Приложение 1, Приложение 2):
  • теоретические (беседы, сообщения, экскурсии, встречи с интересными людьми, просмотр фильмов);
  • практические (конкурсы, выставки, праздники, викторины, показательные выступления)

5. Этапы реализации Программы

I этап: проектный (2010-2011 )

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому и правовому  воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический (2011-2013)

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию «Наш дом – Россия».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей, культуры, и спорта  города.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического и правового воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию.

III этап: аналитический (2014)

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.

6. План мероприятий на 2010 – 2014 г (Приложение 3)

План мероприятий осуществляется по нескольким направлениям:

1. Создание условий для внедрения программы
2. Повышение квалификации учителей
3. Работа с учащимися

В план мероприятий включены ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию (Приложение 4), традиционные декады по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию (Приложение 5).

7. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;
  • гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • снижение количества детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

8. Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы ожидается:

1. В учреждении, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического и правового воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического и правового воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

  • Социальной сфере – проявление  культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; уважения к традициям семьи; взаимопонимания между семьей и ребенком.
  • Политической сфере – понимание политических и правовых событий; знание и соблюдение норм правового государства;.
  • Экономической сфере – понимание функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
  • Нравственной сфере – понимание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям; понимание и приятие общечеловеческих ценностей.

Диагностика личностного роста учащихся:

  • Определение знаний гражданско-правового воспитания.
  • Методика «Пословицы» СМ. Петровой.
  • Методы экспертной оценки и самооценки учащихся;
  • Методы диагностики: анкетирование, наблюдение, собеседования.

Литература:

  1. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М.,1995
  2. Воспитание гражданственности: учебно-методические пособие. Воронеж, 2001.
  3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2009. №5
  4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. – 2002. – № 7.
  5. Зенченко, В.А. Проблемы формирования гражданственности и патриотизма у современной молодёжи/ Минск, 2001.
  6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая. – М.: 5 за знания, 2006.
  7. Материалы научно – методического журнала заместителя директора школы по воспитательной работе. 2009.
  8. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
  9. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  10. Литературно-художественный и краеведческий журнал «Барнаул», 2009 – 2011.
  11. Фолькович Т.А., Толстоухова Н.С., Нетрадиционные формы работы с родителями, М., 2005.
  12. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.