Развитие ключевых компетенций обучающихся через работу в научном объединении учащихся "Искатели"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели  школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. 

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть ни что иное,  как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных и исследовательских работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.  Основой компетентностного подхода к образованию является приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.  Компетентностный подход является одной из важнейших мировых тенденций при построении содержания образования, а результатом его усвоения является система развитых ключевых компетентностей ученика. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов. А. В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и  особенностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Паспорт программы (Приложение 1)

Цель программы  – разработать и внедрить технологию формирования проектно-исследовательской компетентности на основе поэтапной организации исследовательской деятельности учащихся школы.

Гипотеза  исследования

Процесс  формирования  проектно-исследовательской  компетентности  у обучающихся будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

  • профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,
  • формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей;
  • внедрение проектно-исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность;
  • мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Задачи исследования

1. Исследовать состояние проблемы обучения проектно-исследовательской деятельности в теории и практике обучения в  школе;
2. Проанализировать суть исследовательской компетентности с позиции компетентностного подхода;
3. Описать  возможности и особенности формирования исследовательской компетентности у учащихся;
4. Разработать  систему  урочной,  внеурочной  деятельности,  элективных  курсов  предпрофильной подготовки учащихся школы, способствующую формированию у них проектной и исследовательской компетенции.
5. Разработать модель последовательного включения школьников и их родителей  в проектно-исследовательскую  деятельность.
6. Проверить эффективность разработанной модели формирования исследовательской компетентности учащихся.
7. Одним из главных в работе НОУ считать направление по изучению родного края.      На современном этапе в деле организации краеведческого исследования большая роль сохраняется за педагогом. Использовать всю палитру возможностей краеведения при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства.
8. Совершенствовать работу научного объединения обучающихся «Искатели»

Основные концептуальные принципы КЦП (Приложение 2)

Организационная структура НОУ (Приложение 3)

  Этапы реализации программы (Приложение 4)

Формирование ключевых компетентностей через различные виды деятельности

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
2. Участие в проектах.
3. Проведение социологического опроса, интервьюирование.
Учебно-познавательные компетенции

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.
2. Конспектирование.
3. Работа с учебником.
4. Фотографирование объектов.
5. Работа над рефератом.
6. Участие в экскурсии.
7. Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ)

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
3. Поиск информации в школьной медиатеке.
4. Использование информации из Интернета.
5. Создание презентаций.
6. Создание буклетов.
Коммуникативные компетенции

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
7. Собеседование.

Направления работы НОУ

Работа педагогов с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.

Ожидаемые результаты

Для педагогов:

– повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники;
– привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью, вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;
– создание условий и привитие интереса к самообразованию;
– поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий;
– организация информационного обеспечения педагогов.

Для учащихся:

– создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
– формирование ключевых компетентностей.
– эффективное использование знаний и умений в различных ситуациях, включая социальные
– эффективное использование знаний и умений в творческой демонстрации проекта
– повышение эффективности интеллектульной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы
– профессиональное самоопределении и обеспечение условий профессионального роста.

Для родителей:

–  удовлетворенность творческой работой своих детей, деятельностью школы.

Оценка рисков и предполагаемые компенсации

Прогнозируемые риски

Предполагаемые компенсации

Возникновение у педагогов профессиональных затруднений в освоении и применении технологий по формированию ключевых компетенций обучающихся  через проектную и исследовательскую деятельность Обучение педагогов на курсах, семинарах, организованных в школе, Управлении образования Любинского МР, ИРООО
Включение в планы ШМО рассмотрение и изучение вопросов по формированию у обучающихся ключевых компетенций обучающихся  через проектную и исследовательскую деятельность.
Возрастание эмоциональной нагрузки учащихся и педагогов в режиме работы школы по пятидневной рабочей неделе (увеличение уроков в течение дня, проведение дополнительных и индивидуальных занятий во второй половине дня). Корректировка режима рабочего и учебного дня с позиций здоровьесбережения.
Продолжить практику проведения  занятий НОУ во второй половине дня.
Снижение активности родителей и социальных партнеров в работе по оказанию помощи обучающимся в подготовке проектных и исследовательских работ  к конференциям, олимпиадам . др.
  • повышение рейтинга школы за счет ведения в школе работы НОУ
  • представления опыта педагогов и обучающихся на родительских собраниях, конференциях;
  • организация совместных школьных мероприятий  с родителями;
  • информация о работе и достижениях по вопросам работы НОУ на сайте школы;
  • организация концертной, спортивной работы;
  • совместная деятельность участников образовательного процесса с привлечением общественности.
  • Разработка системы поощрения родителей и социальных партнеров за оказание помощи обучающимся в представлении своей работы в НОУ
Отсутствие методик диагностики результатов деятельности педагогов и обучающихся. Разработка методики диагностики эффективности работы учителей и обучающихся по направлениям  программы: формированию ключевых компетенций обучающихся  через проектную и исследовательскую деятельность

Литература:

  1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности – М.: Высшая школа, 1981. – 240 с.
  2. Биянова Е.Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 108-112.
  3. Иценко В.П., Санина З.А., Рахметова С.Э. Целевой педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учреждении»
  4. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. – Ж // Народное образование. – 1999. – №10. – С.152-158.
  5. Леонтович, А.В.Концептуальные основы моделирования организации исследовательской // Интернет [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович