Цели урока:
- Образовательные: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Африки; познакомить их с особенностями и характерными чертами природной зоны тропических пустынь – географическим положением, климатом, почвенно-растительным покровом и животным миром; сформировать у учащихся наглядный образ пустынь.
- Развивающие: продолжить формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными видами географических карт и другими источниками; продолжить формирование у учащихся умения составлять характеристику природной зоны.
- Воспитательные: сформировать представление о рациональном природопользовании и умение работать в группе.
Результаты урока:
- Учащиеся должны узнать: основные черты природной зоны пустынь: особенности погодных условий, характерных представителей растительного и животного мира, характер изменений их человеком, возможные отрицательные последствия этих изменений.
- Учащиеся должны уметь: выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на основе их анализа главные черты компонентов природы и природных комплексов.
Тип урока: комбинированный, урок-путешествие
Оборудование: физическая карта Африки, атласы для 7 класса, мультимедийный проектор и компьютер, презентация к уроку, учебники для 7класса.
Технология деятельностного обучения.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Проверяет насколько комфортно чувствуют себя
учащиеся, готовность рабочего места, создает
ситуацию успеха.
Проверяют готовность своего рабочего места. Тема
урока. (Слайд 1)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока учащимися
- Познакомиться с особенностями и характерными чертами природной зоны тропических пустынь – географическим положением, климатом, почвенно-растительным покровом и животным миром
- Научиться составлять характеристику природной зоны
- Выявить причины изменения природы Африки. (Слайд 2)
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания о природных зонах Африки – экваториальные леса и саванны. (Слайды 3 и 4)
Вопрос 1. Назовите и объясните главные
особенности экваториальных лесов, причины их
образования.
Вопрос 2. Почему экваториальные леса сменяются
саваннами?
Вопрос 3. Как приспособлены растения и животные к
жизни в этих природных зонах? (Выступление
группы).
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Слайд 5. Как проявляется широтная зональность в Африке?
Из какой природной зоны в какую переместится путешественник, совершив путешествие от точки А до точки В?
Слайд 6. Рассказ учителя о пустынях Африки.
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (Приложение 1)
Слайд 7. Чем отличаются географическое положение этих пустынь? (Намиб, Сахара и Калахари.)
Слайды 8-15. Сравнительная арактеристика пустынь Африки.
Слайд 16. Выполните задания.
- Используя стр.95 учебника установите, при каких условиях образуются пустыни.
- Какие климатообразующие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование пустынь.
Слайды 17-19. Растительный и животный мир пустынь.
Используя страницу 95 учебника выявите зависимость между почвами и растительностью пустынь, приспособленность растений и животных к обитанию в пустынях.
Слайды 20-21. Какие проблемы имеются в Африке? (Работа в группах). Анализ экологической карты Африки 9 стр. 98 учебника. Как решить эти проблемы?
Слайд 22. В чем опасность опустынивания? Как спасти саванны? (Решение проблемы – работа в группах )
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Слайд 23.
- П. 21 (И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев)
- Задание 4 и 7 стр. 100
- Подготовить сообщение о национальных парках Серенгети и Крюгера ( по вариантам), о объектах Всемирного наследия ( поиск информации в Интернете).
7. Рефлексия (подведение итогов занятия )
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.