Цель: cоздать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.
Задачи.
Образовательные.
- Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
- Показать особенности законов – их социальную направленность.
- На примере действия законов отработать понятия “государство”, “закон”.
Развивающие.
- Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
- Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
- Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
- Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
- Развивать коммуникативные и творческие способности
Воспитательные.
- Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.
- Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.
- Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.
Формы организации обучения:
- фронтальные;
- групповые;
- лабораторная работа.
Оборудование.
- Карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания.
- Свод законов для работы в группах.
- Карточки для составления таблицы на доске.
- Презентация к уроку ноутбук, проектор, проекторная доска.
Ход урока
1 этап. Организационный.
Учитель: Здравствуйте ребята.
Итак друзья, внимания,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(Отчёт дежурных)
Учитель: Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить о чём говорили с вами на прошлом уроке. У меня такой вопрос:
- Где расположено Двуречье и почему она так называется? Покажите на карте и опишите это место словами.
- Чем занимались люди в Двуречье, какое было у них основное занятие
- Кто знает как называется особый вид письма в Двуречье?
- А кто мне скажет, были ли в этой стране государства? Если были, когда они возникли?
- Почему вы говорите, что они являются государством, а не городом или страной. (Государства имеют свои признаки)
- А какие это признаки? (Государство имеет свое название, свою территорию, своего правителя, свое войско)
Учитель: И вот сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним важным признаком государства - законом, и тем государством, который впервые дал нам свод записанных законов. Итак, ребята, тема нашего урока “Вавилонский царь Хаммурапи и его законы”. (Запись в тетрадях)
Учитель: Ребята, мы с вами сегодня на уроке познакомимся с древним Вавилоном, как первым государством, в котором действовал закон. Познакомимся с понятием закон и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи. Работать мы с вами будем по такому плану. (Слайд)
- Образование Вавилонского царства.
- Личность в истории-Хаммурапи.
- Законы царя Хаммурапи.
А вот и задание на урок: Справедливы ли законы царя Хаммурапи? Свой ответ обоснуйте.
Учитель: Ребята, давайте сядем поудобнее, сосредоточимся и продолжаем наш урок. Итак, мы уже знаем о том, что в Междуречье было много городов. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. И победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилона был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.(запись в тетрадях).
Около 1750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал Вавилонское царство, охватившее почти всё Двуречье-от Персидского залива до Ассирии (показ на карте).Ребята для того чтобы вы смогли каждый перед собой увидеть место расположение Вавилонского царства, откройте пожалуйста в атласах страницу 8 и найдите царство. Назовите самые крупные города Вавилонии.
Учитель: Вот мы с вами говорили о Вавилонском царстве. Узнали, что им правил Хаммурапи с 1792 по 1750 г. до н. э. А каким он был правителем? Об этом мы узнаем из сообщения которую приготовила Адиля. (Сообщение)
Учитель: Ребята, каким предстал перед вами царь Хаммурапи из рассказа Адели? (Ответы детей)
- Правильно, он был могущественным … И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем. А как вы понимаете слово законодатель? (Ответы детей)
- Как вы понимаете слово закон? (Ответы детей)
- Действительно, закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство принуждает человека выполнять эти правила. Давайте мы с вами напишем это определение в словарях. (Словарная работа)
- Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи? (Ответы детей)
- Примерно сто лет назад французские археологи при раскопках в Вавилоне нашли большой столб из твердого черного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог Солнца - Шамаш. А кто помнит, как называли бога Солнца в Египте? (Амон-Ра) Перед Шамашем стоит царь Хаммурапи. Бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл — знак власти над людьми. Шамаш — небесный судья, он вершит суд в небесах, а Хаммурапи - земной бог, он вершит суд на земле.Вся остальная поверхность столба с двух сторон был покрыт клинописным текстом. И когда учёные расшифровали его, они увидели свод законов царя Хаммурапи.
Учитель: Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку.
Учитель: Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи. А какими были эти законы? Суровыми или мягкими? Справедливыми или несправедливыми? Для ответа на этот вопрос вам предстоит поработать в группах Представьте себя юристами. I – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Трудовое население страны и законы”, II – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Преступление и наказание по законам Хаммурапи”, III – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми”.
Каждая группа, изучив эти законы, должна будет ответить на ряд вопросов, которые записаны ваших карточках. (Работа в группах)
Учитель: Итак вопрос первой группе юристов:
а) Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам и почему вы пришли к такому выводу? (Ответы детей)
б) Чьи интересы защищали законы? (Ртветы детей)
в) Почему царь был заинтересован в благополучии населения страны. (Ответы детей)
Учитель: А сейчас вопрос второй группе юристов:
а) За какие преступления наказывали в Вавилонии? (Ответы детей)
б) Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Ответы детей)
в) Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
Учитель: А сейчас вопрос третьей группе юристов:
а) Как относились в Вавилонии к рабам.
б) Можете доказать, что законы Хаммурапи защищали права детей.
Учитель: А сейчас вопрос всему классу:
а) Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона?
б) Какие из этих законов мы можем считать справедливыми и могли бы использовать в наши дни, а какие несправедливыми? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам заполнить колонки таблицы, которую вы видите на доске. У меня на столе карточки с выдержками, и вам я предлагаю прикрепить эти выдержки в одной из колонок.
Законы Хаммурапи
Справедливые | Несправедливые |
1. | 1. |
2. | 2. |
Учитель: Ребята, а сейчас, исходя из нашей таблицы, мы с вами сможем дать ответ на задание нашего урока. Справедливы ли законы Хаммурапи? (Ответы детей)
Учитель: Да, ребята, вижу что теорию вы усвоили прочно,
- Значит, вас на практике проверить можно?
Учитель: Ребята, Незнайка так же как и вы в своей школе изучил эту тему. Ему дали задание правильно соотнести понятия с определениями. Вот что у него получилось. Прав ли он? В чём его ошибка? (Слайд)
Учитель: Молодцы ребята! Мы и с этим заданием справились. Итак ребята, что мы с вами узнали сегодня нового на уроке. (Вывод)
Домашнее задание: Параграф 15.
Творческое задание: Письмо рабовладельцу XXI века. (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь)