Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития жизнерадостного, здорового ребенка. Игра – это ещё и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.
Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность проявить собственную активность и самостоятельность. Почему именно игра, а не учеба и труд, обеспечивает самостоятельность детей дошкольного возраста? Дело в специфике игровой деятельности, в её условном характере. В игре все “понарошку” - и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить: “Здесь, за этой линией, будет улица, а здесь, где я стою, - детский сад”. Открыть дверной замок с помощью воображаемого ключа или палочки, которая его заменяет, ребенку ничего не стоит.
В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра не требует от него в этом плане особых умений, так как не связана с получением определенного практического результата.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Психолог Д.Б.Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые психологом Л.С.Выготским, представил в своих трудах проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он проводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание на социальное происхождение и содержание сюжетно-ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли.
Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Конечно, всё это возможно лишь при условии, что дошкольники в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.
Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Для того, чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться (разумеется, с помощью старших). Однако главное не в количестве сведений, получаемых ребенком, а в качестве их усвоения. То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети, как известно, берут на себя различные роли и тем самым замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях. При этом игровая модель отображает действительность обобщённо, то есть выделяет только самые основные и общие отношения, опуская все второстепенное. Это и приводит к тому, что дети постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной массой несущественных деталей.
Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить игровые действия (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля), толкает детей на путь поиска подходящих заместителей. А это – уже элементы воображения, творчества.
Разумеется, то, что было сказано выше о развивающем значении сюжетно-ролевой игры, относится к случаю, когда сама игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. А для этого требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя.
Изучение проблемы развития сюжетно-ролевых игр показало, что, основываясь на известном в педагогике положении о том, что ребенка побуждает к игре социальная среда, доказывает ведущую роль компетентного взрослого, умеющего встать на позицию ребенка, сотрудничать с ним, видящего смысл развертывающейся ситуации. Это настраивает ребенка на творческое отношение к жизни, на экспериментирование на основе жизненного опыта и знаний, полученных от взрослых.
Немаловажной задачей является изучение мотивов (исходного момента игры – распределение ролей, обсуждение сюжета, отбор игрового материала и пр.), когда возникает объективная необходимость вступление партнеров в общение. Изучение мотивов игровой деятельности облегчит воспитателям поиск методов и приемов руководства игрой, которые формируют её как самостоятельную детскую деятельность.
Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, они еще постоянно вступают в контакты друг с другом. Разнообразные действия с предметами, которые осуществляют они в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, главное – это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателей, больной – без врачей.
Большое влияние на развитие игр оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой (чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок), художественно-творческой деятельности (изготовление аппликаций, рисунков, подготовка атрибутов, места для игры), познавательной деятельности (беседы о профессиях, о труде взрослых, рассматривание фотографий). При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, т.е. непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и раскрывают значимость их труда для других. Обращают внимание на личные качества человека. Например, объясняют, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь. И очень важно, чтобы полученные знания естественным образом влияли на игры детей.
Итак, игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического “языка” игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
Использованная литература
- Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983.
- Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -2-е изд. – М., 1999.