Коррекционное занятие по логопедии для группы детей с нарушениями речи (дисграфия и дислексия). 4-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 4


Задачи:

а) усвоение учащимися смыслоразличительной роли ударения (многозначность слова, утрата смысла);
б) определение ударения в словах разной слоговой структуры;
в) графическое изображение слов различной слоговой структуры;
г) совершенствование грамматического строя речи.

Цели:

развивающие:

  • формирование фонематического восприятия и слуха;
  • развитие языкового анализа и синтеза (коррекция звуко-слогового анализа и синтеза);
  • развитие аналитико-синтетической системы языка на основе совершенствования навыков словоизменения и словообразования;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации;
  • формирование интонационно-выразительной стороны речи на основе ведения диалога, ответов на вопросы, схемы-опоры, лексического и логического ударения;
  • организация и расширение семантических полей на основе структуры слова;

образовательные:

  • формирование грамматической компетентности на основе владения:
    а) понятия «ударения»;
    б) роли ударения в устной речи и в различении значений слов;
    в) вычленении в устной речи и на письме ударных гласных, определении и обозначении их в слове;
    г) отстукивания и отхлопывания слого-ритмического рисунка слова;
    д) практических упражнений;

коррекционные:

  • коррекция несовершенного навыка чтения;
  • неречевых психических процессов: аналитико-синтетической деятельности мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы (эмотивной лексики – отображения эмоций на основе внутрилексических средств);

воспитательные:

  • воспитание мотивационно-коммуникативной компетентности учащихся;
  • формирование учебных компетенций;
  • расширение социального и жизненного опыта ребенка.

Связь с программой по русскому языку: Ударение.

Этап работы III: коррекционная работа на лексическом уровне.

Метапредметная связь: чтение, развитие речи.

Оборудование: снегирь (аппликация), кружки (разной текстуры – бумажные, деревянные, тканевые), кружки (фарфоровые), карточки с текстом, схемы-опоры (правило, наши достижения, тема), наборы магнитных букв, знаки ударения, карточки – загадки, карточка слов графического диктанта, набор магнитов, музыкальный центр, DVD (классические мелодии шедевров инструментальной музыки), карандаши, ручки, тетради, волшебная шкатулка, витамины, конфеты, ёлочные игрушки.

Ход занятия

I. Оргмомент ( включение в урок).

цель: установка контакта, мотивации, психологического комфорта.

Логопед:

а) приветствие учащихся,
б) игра-задание «Повторяй-ка» (кинезиологические упражнения: «лезгинка», сядет тот учащийся, кто выполнит данное упражнение);
в) вступительное слово логопеда (необычное, занимательное занятие, аргументация деятельности учащихся на уроке: объективность, активность, самокритичность, уровень успешности).

II. Подготовительная работа.

  1. Самомассаж (точечный) биологически активных точек ладоней и кистей рук, точек акупунктуры на лице и ушной раковине (упражнения с двумя простыми карандашами по методике Су-Джок –– совместная деятельность взрослых и детей под счет).
  2. Игра «Вспоминай-ка» (кинезиологические упражнения: одновременное отстукивание указательными пальцами и артикуляцией (языком) ритмический рисунок): та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та; простыми карандашами: 1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, 1-2.

III. Подведение к теме.

Логопед: загадка «Кто это?» (карточка):

Красногрудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать,
с первым снегом на рябине,
он появится опять.

Дети: Это снегирь.

Логопед: Да, Вы правы, это снегирь. Послушайте, как я произнесу это слово:

Снеги-и-и-рь (произнесение с интонированным выделением ударной гласной), выделите длительно повторяемы звук («и»), он прилетел на занятие и принес игру «Доскажи словечко», послушайте и доскажите:

Я – тонкий, маленький значок,
Не похож я на крючок.
Друг гласных букв я, без сомнения,
Называюсь …

Дети: ударение!

IV. Сообщение темы и целей.

Логопед: сегодня мы работаем по теме «Ударение» (открывается таблица-опора на доске, над ударной гласной ставится знак ударения).

V. Работа по теме.

1. Понятие «ударение», «гласные ударные и безударные»

Сегодня вы должны понять, что такое ударение, давайте прочтем правило (таблица-опора);

  • определять в слове ударные и безударные гласные (чтение таблицы-опоры «ударные гласные», их определение и обозначение);
  • отстукивать и отхлопывать ритмический рисунок слов по схемам с выделением ударной гласной или ударного слога;
  • составлять схемы слов с обозначением.

Логопед: задания принес снегирь, он просит вас оценивать свою деятельность по достижениям (критерии успешности по знаковым обозначениям: хорошие успехи – красный кружок, зеленый кружок – вы на верном пути, синий кружок – надо еще постараться).

2. Работа по схемам, определение слоговой структуры по знакам, их отстукивание (карандаши, по показу строк таблицы, итог по достижениям каждого учащегося – самостоятельно).

3. Отхлопывание имен детей, угадать свое: Х – х, х – Х – х, х – Х – х (итог).

4. Словообразование, словоизменение, комментированное письмо и письмо по слуху (работа в тетради):

а) запись числа, темы, показ ударных и безударных схематичных знаков, найти лучший по выполнению, подчеркнуть (итог);

б) Снегирь – снег - снега (выделение ударной гласной, образование слова «снегирь», подбор слова (родственного), подбор проверочного слова с выделением ударной, безударной, оглушением звонкой согласной на конце слова – связь с русским языком, проверка).

в) игра «Угадайка, Собирайка» (дифференциация заданий: один учащийся собирает слова, остальные выполняют задание по предметно-пальчиковому гнозису кружков без контроля зрения: тактильно-сенсорные ощущения кружков разных по структуре материалов (фарфоровые, тканевые, деревянные, бумажные), называние по обобщениям (посуда, геометрическая фигура) с выделением голосом ударной гласной и определением безударной:

собрать слова из букв: кружки - кружки

запись: определение роли ударения, явлений многозначности слова и утраты смысла, пояснение лексического значения).

г) проверка, итог по достижениям.

VI. Физминутка (тематическая).

Игра «Раз, два, три – мяч лови, ударный гласный назови»

«один – много»:

Логопед:   стена-а -   ведро-о -   страна-а -
Дети:   стены (е)   вёдра(ё)   страны(а)

«сегодня – вчера»:

везёт – вёз   несёт – нёс   платил – платит и т.д.

г) письмо предложений (работа по карточкам, по слуху, постановка ударения, обозначение):

Это мои кружки.   Я мою кружки.
Х – х х – Х х - Х   Х Х – х Х – х

5. Игра «Шифровальщики» (найти спрятанные слова среди букв, прочитать, подчеркнуть – задание на карточках):

ЕПРМЛШЗЦСЫЪЕЛКАДЖБЭХЪКCHВПРЙЯСДЕДМОРОЗВТБДШЩЗЖЭД
НОВЫЙГОДЧМНОЩДЮУВСНЕГУРОЧКАМТРППНОТЕЛДЖКЕНМТБЪВЦ
ФМЛДБПОДАРКИЦФЧМТЬБШЩЗКВЛРЛДЦЁЛОЧНЫЕИГРУШКИБДХКН

(выделить ударные и безударные гласные в словах, фронтальная проверка, итог детей по достижениям).

Вывод: Какой праздник приближается? Какие слова определяют этот праздник?

VII. Рефлексия.

1. Закрепление материала.

Что такое ударение? Каким способом мы его определяем в устной речи? Каким знаком обозначается ударение на письме?

Поясните, почему ударение важный знак? Изменяется ли смысл слов в зависимости от ударения?

2. Достижения детей (по критериям успеха и самооценки детей собственной деятельности и комментариям логопеда).

3. Социальное ориентирование (сюрприз момент: угощение гостей, определение деятельности друг друга – выбор ёлочной игрушки – подарка на ёлку).