Задачи:
а) усвоение учащимися смыслоразличительной роли ударения (многозначность слова, утрата смысла);
б) определение ударения в словах разной слоговой структуры;
в) графическое изображение слов различной слоговой структуры;
г) совершенствование грамматического строя речи.
Цели:
развивающие:
- формирование фонематического восприятия и слуха;
- развитие языкового анализа и синтеза (коррекция звуко-слогового анализа и синтеза);
- развитие аналитико-синтетической системы языка на основе совершенствования навыков словоизменения и словообразования;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации;
- формирование интонационно-выразительной стороны речи на основе ведения диалога, ответов на вопросы, схемы-опоры, лексического и логического ударения;
- организация и расширение семантических полей на основе структуры слова;
образовательные:
- формирование грамматической компетентности на основе владения:
а) понятия «ударения»;
б) роли ударения в устной речи и в различении значений слов;
в) вычленении в устной речи и на письме ударных гласных, определении и обозначении их в слове;
г) отстукивания и отхлопывания слого-ритмического рисунка слова;
д) практических упражнений;
коррекционные:
- коррекция несовершенного навыка чтения;
- неречевых психических процессов: аналитико-синтетической деятельности мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы (эмотивной лексики – отображения эмоций на основе внутрилексических средств);
воспитательные:
- воспитание мотивационно-коммуникативной компетентности учащихся;
- формирование учебных компетенций;
- расширение социального и жизненного опыта ребенка.
Связь с программой по русскому языку: Ударение.
Этап работы III: коррекционная работа на лексическом уровне.
Метапредметная связь: чтение, развитие речи.
Оборудование: снегирь (аппликация), кружки (разной текстуры – бумажные, деревянные, тканевые), кружки (фарфоровые), карточки с текстом, схемы-опоры (правило, наши достижения, тема), наборы магнитных букв, знаки ударения, карточки – загадки, карточка слов графического диктанта, набор магнитов, музыкальный центр, DVD (классические мелодии шедевров инструментальной музыки), карандаши, ручки, тетради, волшебная шкатулка, витамины, конфеты, ёлочные игрушки.
Ход занятия
I. Оргмомент ( включение в урок).
цель: установка контакта, мотивации, психологического комфорта.
Логопед:
а) приветствие учащихся,
б) игра-задание «Повторяй-ка» (кинезиологические упражнения: «лезгинка», сядет тот учащийся, кто выполнит данное упражнение);
в) вступительное слово логопеда (необычное, занимательное занятие, аргументация деятельности учащихся на уроке: объективность, активность, самокритичность, уровень успешности).
II. Подготовительная работа.
- Самомассаж (точечный) биологически активных точек ладоней и кистей рук, точек акупунктуры на лице и ушной раковине (упражнения с двумя простыми карандашами по методике Су-Джок –– совместная деятельность взрослых и детей под счет).
- Игра «Вспоминай-ка» (кинезиологические упражнения: одновременное отстукивание указательными пальцами и артикуляцией (языком) ритмический рисунок): та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та; простыми карандашами: 1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, 1-2.
III. Подведение к теме.
Логопед: загадка «Кто это?» (карточка):
Красногрудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать,
с первым снегом на рябине,
он появится опять.
Дети: Это снегирь.
Логопед: Да, Вы правы, это снегирь. Послушайте, как я произнесу это слово:
Снеги-и-и-рь (произнесение с интонированным выделением ударной гласной), выделите длительно повторяемы звук («и»), он прилетел на занятие и принес игру «Доскажи словечко», послушайте и доскажите:
Я – тонкий, маленький значок,
Не похож я на крючок.
Друг гласных букв я, без сомнения,
Называюсь …
Дети: ударение!
IV. Сообщение темы и целей.
Логопед: сегодня мы работаем по теме «Ударение» (открывается таблица-опора на доске, над ударной гласной ставится знак ударения).
V. Работа по теме.
1. Понятие «ударение», «гласные ударные и безударные»
Сегодня вы должны понять, что такое ударение, давайте прочтем правило (таблица-опора);
- определять в слове ударные и безударные гласные (чтение таблицы-опоры «ударные гласные», их определение и обозначение);
- отстукивать и отхлопывать ритмический рисунок слов по схемам с выделением ударной гласной или ударного слога;
- составлять схемы слов с обозначением.
Логопед: задания принес снегирь, он просит вас оценивать свою деятельность по достижениям (критерии успешности по знаковым обозначениям: хорошие успехи – красный кружок, зеленый кружок – вы на верном пути, синий кружок – надо еще постараться).
2. Работа по схемам, определение слоговой структуры по знакам, их отстукивание (карандаши, по показу строк таблицы, итог по достижениям каждого учащегося – самостоятельно).
3. Отхлопывание имен детей, угадать свое: Х – х, х – Х – х, х – Х – х (итог).
4. Словообразование, словоизменение, комментированное письмо и письмо по слуху (работа в тетради):
а) запись числа, темы, показ ударных и безударных схематичных знаков, найти лучший по выполнению, подчеркнуть (итог);
б) Снегирь – снег - снега (выделение ударной гласной, образование слова «снегирь», подбор слова (родственного), подбор проверочного слова с выделением ударной, безударной, оглушением звонкой согласной на конце слова – связь с русским языком, проверка).
в) игра «Угадайка, Собирайка» (дифференциация заданий: один учащийся собирает слова, остальные выполняют задание по предметно-пальчиковому гнозису кружков без контроля зрения: тактильно-сенсорные ощущения кружков разных по структуре материалов (фарфоровые, тканевые, деревянные, бумажные), называние по обобщениям (посуда, геометрическая фигура) с выделением голосом ударной гласной и определением безударной:
собрать слова из букв: кружки - кружки
запись: определение роли ударения, явлений многозначности слова и утраты смысла, пояснение лексического значения).
г) проверка, итог по достижениям.
VI. Физминутка (тематическая).
Игра «Раз, два, три – мяч лови, ударный гласный назови»
«один – много»:
Логопед: | стена-а - | ведро-о - | страна-а - | |||
Дети: | стены (е) | вёдра(ё) | страны(а) |
«сегодня – вчера»:
везёт – вёз | несёт – нёс | платил – платит и т.д. |
г) письмо предложений (работа по карточкам, по слуху, постановка ударения, обозначение):
Это мои кружки. | Я мою кружки. | |
Х – х х – Х х - Х | Х Х – х Х – х |
5. Игра «Шифровальщики» (найти спрятанные слова среди букв, прочитать, подчеркнуть – задание на карточках):
ЕПРМЛШЗЦСЫЪЕЛКАДЖБЭХЪКCHВПРЙЯСДЕДМОРОЗВТБДШЩЗЖЭД
НОВЫЙГОДЧМНОЩДЮУВСНЕГУРОЧКАМТРППНОТЕЛДЖКЕНМТБЪВЦ
ФМЛДБПОДАРКИЦФЧМТЬБШЩЗКВЛРЛДЦЁЛОЧНЫЕИГРУШКИБДХКН
(выделить ударные и безударные гласные в словах, фронтальная проверка, итог детей по достижениям).
Вывод: Какой праздник приближается? Какие слова определяют этот праздник?
VII. Рефлексия.
1. Закрепление материала.
Что такое ударение? Каким способом мы его определяем в устной речи? Каким знаком обозначается ударение на письме?
Поясните, почему ударение важный знак? Изменяется ли смысл слов в зависимости от ударения?
2. Достижения детей (по критериям успеха и самооценки детей собственной деятельности и комментариям логопеда).
3. Социальное ориентирование (сюрприз момент: угощение гостей, определение деятельности друг друга – выбор ёлочной игрушки – подарка на ёлку).