Детско-родительский проект "По дороге к азбуке"

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.

К участию в проекте были приглашены дети старшей группы “Лучик” МДОУ д/с “Березка”, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.

Детско-родительский проект “По дороге к азбуке” нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.

Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно- волевых и эстетических качеств личности.

Дошкольники - маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

В ходе реализации проекта мы увидим:

  • творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;
  • психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем владение его возможностей, талантов;
  • закрепление знаний о буквах;
  • формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Совместная работа учителя-логопеда, родителей и детей создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному развитию.

Вид проекта: творческий.

Цель. Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.

Задачи.

- Развивать творческое воображение, память, мышление.

- Развивать фонематический слух и восприятие.

- Развивать звуко-буквенный анализ.

- Развивать интерес и способность к чтению.

- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.

- Развивать коммуникативные способности.

- Закреплять знания о буквах.

- Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.

- Активизировать педагогический потенциал родителей.

Предполагаемый результат.

Проект:

- разовьет познавательную активность детей, интерес к знаниям, любознательность;

- позволит закрепить представления детей о фонетической стороне слова;

- разовьет различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;

- поможет раскрыть творческие способности детей;

- разовьет коммуникативные навыки, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;

- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный.

Выявление проблемы. Определение цели и задач.

Организация работы над проектом.

2 этап. Основной.

Практическая деятельность по решению проблем.

3 этап. Заключительный.

Презентация мини- музея “Моя любимая буква”.

Логопедический досуг для детей и родителей “По дороге к азбуке”.

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста;

- учитель-логопед;

- воспитатели групп;

- родители;

- музыкальный руководитель;

- педагог по изобразительному искусству;

- работники поселковой библиотеки.

Формы работы:

- занятия: лепка, рисование, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное,

- экскурсии (библиотека, школа),

- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические,

- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества “Здравствуй, буква!”, “Умники и умницы”, конкурс мини-музеев в ДОУ,

- речевые праздники,

- презентация мини-музея “Моя любимая буква”,

- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН.

Схема реализации проекта
“По дороге к азбуке” через разные виды деятельности 

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность 1. Сюжетно-ролевые игры: “Библиотека”, День рождения буквы”.

2. Дидактические игры: “Звонкий – глухой”, “Игротека”, “Подбери и назови”, “Звуковое лото”, “Найди общий звук”, “Звукоедик”, “Упрямые звуковички”, “Живая модель”, “Исправь букву”, “Звуковая цепочка”, “Звуковые и слоговые кубики”, система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина “Пальчиковая азбука”.

Речь и речевое развитие 1. Составление рассказов на тему: “Моя любимая буква”, “Путешествие в Звукоград, Буквоград”, “Как мы делали букву”.

2. Сочинение стихотворений, загадок о буквах.

3. Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественная литература 1. Чтение: Е.Чарушин “Как мальчик Женя научился говорить букву “р”; В.Крупин “Первый букварь”; В.Драгунский “Заколдованная буква”.

2. Заучивание стихотворений: С. Михалков “Лесная академия”; В.Берестов “Читалочка”, “Гласные тянутся к песенке звонкой…”; С.Маршак “Ты эти буквы заучи…”; Б.Заходер “Песенка-азбука”.

3. Загадки на тему: “Чтение, письмо”.

Изобразительная деятельность 1. Рисование на тему: “Путешествие в библиотеку”.

2. Оформление выставок: “Ну-ка буквы, встаньте в ряд!”, “Такая разная “Азбука”.

3. Лепка из соленого теста на тему: “Буквы твоего имени”.

4. Аппликация на тему: “Надела буква праздничный наряд”.

5. Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Учебная деятельность 1. Познавательные занятия.

2. Подготовка к обучению грамоте.

3. Цикл занятий по компьютерным программам: “Уроки азбуки”, “Баба-Яга учится читать”.

4. Беседа: “Об истории азбук и букварей”.

5. Экскурсии: “Путешествие в книжное царство” “Скоро в школу мы пойдем!”.

6. Создание альбомов “От звука к слову”.

7. Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей “Уроки тетушки Совы”, “Азбука-малышка”.

Музыка 1. Разучивание песен: “Азбука”, “Урок” (игровая - шуточная).

2. Проведение праздника “По дороге к азбуке”.

Взаимодействие с родителями 1. Анкетирование “Готов ли ваш ребенок к школе”.

2. Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея “Моя любимая буква”.

3. Участие в конкурсе дизайнерского творчества “Здравствуй, буква!”.

4. Семинары практикумы по темам: “Все о городе звуков”, “Играем – фонематический слух развиваем”, “Готовим ребенка к школе”, “Подготовка руки ребенка к письму”, “Во что играют наши дети”.

5. Консультации по темам: “Учите, играя”, “Что и как читать ребенку”.

6. Презентация мини-музея “Моя любимая буква”.

7. Участие в логопедическом досуге “По дороге к азбуке”.

Заключение.

Результаты работы над проектом показали:

- у детей расширился словарный запас;

- сформировались фонематические процессы, т.е. дети научились слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

- научились ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией, работать со схемами слов и разрезной азбукой;

- развился интерес и способность к чтению.

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что данный вид деятельности объединяет не только детей и педагогов дошкольного учреждения общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители чаще стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Они превратились из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса.