В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.
К участию в проекте были приглашены дети старшей группы “Лучик” МДОУ д/с “Березка”, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.
Детско-родительский проект “По дороге к азбуке” нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно- волевых и эстетических качеств личности.
Дошкольники - маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
В ходе реализации проекта мы увидим:
- творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;
- психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем владение его возможностей, талантов;
- закрепление знаний о буквах;
- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Совместная работа учителя-логопеда, родителей и детей создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному развитию.
Вид проекта: творческий.
Цель. Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.
Задачи.
- Развивать творческое воображение, память, мышление.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать звуко-буквенный анализ.
- Развивать интерес и способность к чтению.
- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.
- Развивать коммуникативные способности.
- Закреплять знания о буквах.
- Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
- Активизировать педагогический потенциал родителей.
Предполагаемый результат.
Проект:
- разовьет познавательную активность детей, интерес к знаниям, любознательность;
- позволит закрепить представления детей о фонетической стороне слова;
- разовьет различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;
- поможет раскрыть творческие способности детей;
- разовьет коммуникативные навыки, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;
- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
Выявление проблемы. Определение цели и задач.
Организация работы над проектом.
2 этап. Основной.
Практическая деятельность по решению проблем.
3 этап. Заключительный.
Презентация мини- музея “Моя любимая буква”.
Логопедический досуг для детей и родителей “По дороге к азбуке”.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста;
- учитель-логопед;
- воспитатели групп;
- родители;
- музыкальный руководитель;
- педагог по изобразительному искусству;
- работники поселковой библиотеки.
Формы работы:
- занятия: лепка, рисование, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное,
- экскурсии (библиотека, школа),
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические,
- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества “Здравствуй, буква!”, “Умники и умницы”, конкурс мини-музеев в ДОУ,
- речевые праздники,
- презентация мини-музея “Моя любимая буква”,
- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН.
Схема реализации проекта
“По дороге к азбуке” через разные виды
деятельности
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | 1. Сюжетно-ролевые игры:
“Библиотека”, День рождения буквы”. 2. Дидактические игры: “Звонкий – глухой”, “Игротека”, “Подбери и назови”, “Звуковое лото”, “Найди общий звук”, “Звукоедик”, “Упрямые звуковички”, “Живая модель”, “Исправь букву”, “Звуковая цепочка”, “Звуковые и слоговые кубики”, система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина “Пальчиковая азбука”. |
Речь и речевое развитие | 1. Составление рассказов на тему:
“Моя любимая буква”, “Путешествие в Звукоград,
Буквоград”, “Как мы делали букву”. 2. Сочинение стихотворений, загадок о буквах. 3. Сотворчество детей и родителей по теме проекта. |
Художественная литература | 1. Чтение: Е.Чарушин “Как мальчик
Женя научился говорить букву “р”; В.Крупин
“Первый букварь”; В.Драгунский “Заколдованная
буква”. 2. Заучивание стихотворений: С. Михалков “Лесная академия”; В.Берестов “Читалочка”, “Гласные тянутся к песенке звонкой…”; С.Маршак “Ты эти буквы заучи…”; Б.Заходер “Песенка-азбука”. 3. Загадки на тему: “Чтение, письмо”. |
Изобразительная деятельность | 1. Рисование на тему:
“Путешествие в библиотеку”. 2. Оформление выставок: “Ну-ка буквы, встаньте в ряд!”, “Такая разная “Азбука”. 3. Лепка из соленого теста на тему: “Буквы твоего имени”. 4. Аппликация на тему: “Надела буква праздничный наряд”. 5. Сотворчество детей с родителями по теме проекта. |
Учебная деятельность | 1. Познавательные занятия. 2. Подготовка к обучению грамоте. 3. Цикл занятий по компьютерным программам: “Уроки азбуки”, “Баба-Яга учится читать”. 4. Беседа: “Об истории азбук и букварей”. 5. Экскурсии: “Путешествие в книжное царство” “Скоро в школу мы пойдем!”. 6. Создание альбомов “От звука к слову”. 7. Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей “Уроки тетушки Совы”, “Азбука-малышка”. |
Музыка | 1. Разучивание песен: “Азбука”,
“Урок” (игровая - шуточная). 2. Проведение праздника “По дороге к азбуке”. |
Взаимодействие с родителями | 1. Анкетирование “Готов ли ваш
ребенок к школе”. 2. Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея “Моя любимая буква”. 3. Участие в конкурсе дизайнерского творчества “Здравствуй, буква!”. 4. Семинары практикумы по темам: “Все о городе звуков”, “Играем – фонематический слух развиваем”, “Готовим ребенка к школе”, “Подготовка руки ребенка к письму”, “Во что играют наши дети”. 5. Консультации по темам: “Учите, играя”, “Что и как читать ребенку”. 6. Презентация мини-музея “Моя любимая буква”. 7. Участие в логопедическом досуге “По дороге к азбуке”. |
Заключение.
Результаты работы над проектом показали:
- у детей расширился словарный запас;
- сформировались фонематические процессы, т.е. дети научились слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
- научились ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией, работать со схемами слов и разрезной азбукой;
- развился интерес и способность к чтению.
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что данный вид деятельности объединяет не только детей и педагогов дошкольного учреждения общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители чаще стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Они превратились из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса.