Урок биологии по теме "Состав и функции белков"

Разделы: Биология


Цель урока: продолжить углубление и расширение знаний о химическом составе клетки, раскрыв состав и функции белков

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о важнейших органических веществах в клетке на основе изучения строения и функции белков.
  2. Раскрыть состав и строение белков.
  3. Раскрыть функции белков, показать их разнообразие и значимость для жизнедеятельности живых организмов.

Развивающие:

  1. Сформировать у учащихся познавательный интерес к процессу изучения функций белков в клетке и организме.
  2. Продолжить формирование умений выявлять связь между строением и функциями

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: групповая работа.

Методы: фронтальная беседа, проблемные вопросы.

Оборудование: штативы, пробирки, реактивы: растворы гидроксида натрия, хлорида натрия, сульфата меди, глицин, глутаминовая кислота, лизин, лакмусовая бумага, мультимедийный проектор, презентация (приложение 1)

Ход урока

1. Приветствие.

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас в этой аудитории. Меня зовут Чернова Ольга Геннадьевна.

2. Мотивация учебной деятельности.

Начать урок я хочу словами Сергея Яковлевича Надсона: (слайд 1)

Меняя каждый миг свой образ прихотливый
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду ЖИЗНЬ в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.

Что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Эти вопросы давно интересовали людей в разные времена.

Академик Опарин говорил:

Путь к живым организмам лежит через белки. Жизнь и белки – понятия неотделимые одно от другого”

Белок – основа жизни, верно ли это? Вот основной проблемный вопрос нашего урока.

Поэтому тема нашего урока – Состав и функции белка. (слайд 2)

3. Новый материал.

Белки – это сложные органические вещества, состоящие из углерода, кислорода, водорода, азота. В некоторых молекулах белков содержится железо, сера, фосфор, цинк, медь и др. Белки, или протеины – это биополимеры, нерегулярные полимеры.

Белков в клетках больше, чем каких бы то ни было других органических веществ. На их долю приходится в среднем около 50 % общей массы клетки. Так, например, в мышцах на долю белка приходится 80%, в коже-63%, печени – 57%, мозге – 45%, костях – 28%. Интересны формулы некоторых белков. Так, формула всем нам известного гемоглобина, белка крови, C3032 H4816 O872 N780 S8 Fe4 . Глядя на формулу гемоглобина, какой можно сделать вывод? Молекулярные массы молекул огромны: белок куриного яйца 36 000, белок мышц 1500 000. (слайд 3)

4.

Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу. Для ответа на этот вопрос мы проведем небольшое исследование. Любое исследование всегда подразумевает изучение теории, т.е. изучение литературы на эту тему. Мы с вами пойдем от противного, и начнем разговор с функций. В течение всего урока мы работаем на рабочих листах, которые перед вами. (приложение 2)

Давайте вспомним, какие функции выполняют белки в клетке? (Рассказ о функциях или фронтальная беседа) (слайды 4-13)

5.

Как мы видим, белки выполняют огромное количество функций. Как вы думаете, с чем это связано? Почему такое многообразие функций? Вот еще один проблемный вопрос.

Для его решения проведем небольшую практическую работу. Для этого делимся на 3 группы по рядам. Первая выясняет состав белковой молекулы. Вторая – её структуру. Третья – изучает свойства белков. Перед вами информационные листы (приложение 3) Внимательно изучите алгоритм работы. В своем рабочем листе отобразите основные моменты вашей работы. Затем, мы посмотрим, что у нас получилось.

6. Итоги работы в группах

1 группа. (Слайд 14) Выводы: мономеры белков – аминокислоты, строение. Амфотерность. 20 аминокислот Рассказ об опыте.

Есть АК с основными свойствами (лизин; 2 аминогруппы), есть с кислотными (глутаминовая кислота; 2 карбоксильные группы)

2 группа. Пептидная связь (слайд 15)

Доказательства пептидной связи. Рассказ об опыте (слайд 16)

Структуры белка (слайд 17)

Вывод: белки очень разнообразны, так как каждый из них характеризуется специфической последовательностью аминокислот. Свойства белков зависят от химического строения.

3 группа. (Слайд 18) Денатурация. Её значение. Повышенная температура тела, спирт и т.д. Денатурация приводит к нарушению антигенной чувствительности белка, а иногда к полному блокированию иммунных реакций, к инактивации ферментов, нарушению обмена веществ. Ученые предполагают, что процессы старения связаны с медленной денатурацией.

Рассказ об опыте. (Слайд 19)

7. Выводы урока.

Строение изучили, изучили и функции. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Белки – основа жизни?

Понятия жизнь и белок неразрывно связаны. Чтобы ответить на вопрос “Что такое жизнь”? надо знать, что такое белки. Насколько многообразны белки, настолько сложна, многолика и загадочна жизнь. Подтверждением этого может стать высказывание Гёте: “Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен”

8. Закрепление.

Ответьте на вопрос Довольно часто происходит такое явление: животные получают достаточно калорийную пищу, но при отсутствии в ней белка, наблюдается отставание в росте, изменение в составе крови и пр. Объясните причины этих негативных явлений.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

§12, вопросы к параграфу.