Цели урока:
- Закрепить знания умножения на трёхзначные числа, в записи которых есть нули, упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, нахождение площади фигуры.
- Развивать навык устного и письменного счёта, умение сравнивать числа.
- Воспитывать чувству взаимопомощи, развивать интерес к математике.
Оборудование: Римский-Корсаков “Садко” проигрыватель, картинки с изображением героев сказки, плакат с чертежом, карточки с математическими заданиями, перфокарты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
– На прошлых уроках вы научились умножать многозначные числа на двузначное и трёхзначное число.
И мы разобрали с вами особенности умножения чисел, в записи которых есть нули. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, нахождение площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы? (да)
– Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста Елена
Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел
Вихрь и унёс Елену Прекрасную. Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: “Не плач добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам математике”.
(Музыка Р.Корсаков “Садко”).
Отправился Иван Царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретилась речка, а моста нет. Только верёвка с одного конца в другой протянута, а на верёвке той задания. Справится с ним Иван Царевич, значит удержится на верёвке и перейдёт через реку. Поможем Ивану Царевичу.
(Дети по одному выходят к доске снимают задания, устно выполняют их).
Задания:
- 16 увеличить в четыре раза. (64)
- Найти частное 96 и 12. (18)
- Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см? (64)
- Сколько кг в 6 центнерах? (600)
- Какое число в 12 раз больше 5?(60)
- Произведение чисел 70 и 50 уменьшить в 100 раз. (35)
- Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз. (4900)
III. Решение примеров на умножение трёхзначных чисел.
– С вашей помощью Иван Царевич миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана Царевича к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках и говорит: “Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне с примерами. Умножать я умею, а что с нулями делать, никак, не пойму.” (Дети письменно решают примеры. Два человека работают у доски.) Стр. 46 № 7.
IV. Решение задачи на движение в противоположные стороны.
– “Вот теперь – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”. “Нет,– говорит Иван Царевич мне надо скорее. Дай мне лучше ступу.” “Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитать её скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу.” (На доске плакат с чертежом).
– “Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетела Баба Яга и Змей Горыныч. Через 10 секунд они оказались на расстоянии 650 метров. Скорость Змея Горыныча 30 м/сек. Найти скорость Бабы Яги” (Дети записывают решение самостоятельно)
V. Индивидуальная работа с перфокартами.
– “ Молодец Иван Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла в которой заключена смерть Кощея, хранится в шкатулке под троном. А открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней. А чтобы войти во дворец, надо справится с замком. Для этого нужно найти ошибки в вычислениях и записать правильное решение. Стр. 47 № 13.
VI. Задание на сравнение двух выражений.
– Поблагодарил Иван Царевич Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился возле огромного камня, который лежал на развилке двух дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит на камне написаны четыре выражения. Стр.46№1. Понял Иван Царевич, что их надо сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка. (Дети находят неправильное выражение и решают правильно)
VII. Физ.минутка.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку прогибай.
И головою теперь покрути –
Лень и усталость долой прогони.
VIII. Решение задачи на нахождение площади фигуры.
– Увидел Кощей бессмертный, что идёт к нему Иван Царевич, и решил притворится добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван Царевич справился с заданием, разгадал секрет замка, нажал нужную кнопку.
– Наш герой появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: “За невестой пришёл, Иван Царевич? Давай мирно договоримся. Задам я тебе одну задачку. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой”. Делать нечего, согласился Иван Царевич. Говорит Кощей: “Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из 3-х залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала в два раза меньше первого, а площадь третьего зала на 350 метров больше, чем площадь второго зала. Найди площадь всего дворца.
– (На доске записывается краткая запись.)
Решил Иван Царевич задачу, но Кощей Бессмертный не хотел выполнять своего обещания. Выхватил тогда Иван меч и стали они сражаться. Шаг за шагом подобрался Иван Царевич к шкатулке. Схватил шкатулку, открыл её, взял иглу и переломил. Кощей Бессмертный упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная. Похвалила Елена Прекрасная Ивана Царевича, и отправились они домой в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
IX . Подведение итогов.
– Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? А урок математики вам понравился?
– Вы сегодня на уроке Старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!