Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель: формирование певческих навыков посредством певческого дыхания.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с видами хорового певческого дыхания.
  2. Развивать умение правильно пользоваться своим дыханием.
  3. Воспитывать любовь к народно-певческим традициям.

Оборудование: баян, доска, мел, музыкальный центр, аудиодиск.

Ход занятия

Приветствие педагога и обучающихся.

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь, пожалуйста!

Тема сегодняшнего занятия: «Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».

На дворе сентябрь, и мы, продолжаем нашу традицию знакомства с каждым месяцем года. Заглянем в народный месяцеслов.

«Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник».

- Кто слышал такие названия? (Ответы детей.)

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о сентябре и осени? (Ответы детей.)

Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре держись крепче за кафтан и др.

- А как вы понимаете народные названия сентября? (Ответы детей.)

Хмурень – дождливый, пасмурный.

Зоревник – от слова зорить – собирать, убирать.

- А что значит ревун? Об этом говорится в книге «Круглый год», ревун – от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей.

- Сейчас мы будем имитировать шум осеннего ветра, то есть распоёмся. Что такое распевание? (Ответы детей.)

Совершенно верно, это настройка голосового аппарата перед пением. Разогрев.

Первое – это распевание с закрытым ртом. Стаккато на звуке «М».

Следующее распевание – «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка-калаколнышка». (Упражнение выполняется сидя.)

А теперь встаньте, пожалуйста, выполним тоже упражнение стоя. (Ребята выполняют задание.)

- Как вам было удобнее выполнять упражнение, сидя или стоя? Почему?

Для того чтобы успокоить дыхание, выполним следующее упражнение: «На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя».

Теперь настало время для разминки речевого аппарата. Повторяйте, за мной упражнения. (Аккомпаниатор играет русские народные наигрыши, педагог показывает упражнения не называя их, ребята повторяют.)

Упражнения для губ.

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ.

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка – Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
10. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
11. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
12. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
13. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
12. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Например:

  • Мал, да удал.
  • Два сапога – пара.
  • Нашла коса на камень.
  • Знай край, да не падай.
  • Каков рыбак, такова и рыбка.
  • Под лежачий камень вода не течет.
  • У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следить за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба.

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать: стону, мычанию, свисту.
8. Грибок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку) .
- Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
- Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
- При повторении упражнения надо открывать рот шире.
- Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Педагог: Не только ветры дуют и холодает в сентябре, а наоборот, первого сентября отмечают день Андрея Стратилата – тепляка. В народе в этот день считался началом Бабьего лета. А значит можно снова взять скакалку и попрыгать, но так как мы всё делаем с пользой, то, заодно, и потренируем наше дыхание.

Разучивание стихотворения З.В. Совковой «Скакалка».

Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не поводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз-два!
Раз-два!
Раз-два!
Раз!
Можно прыгать целый час!

Сначала текст стихотворения педагог проговаривает построчно, а ребята за ним повторяют. Далее все встают, и во время упражнения ребята имитируют прыжки через скакалку. Стихотворение читается в в движении.

Пока дыхание детей приходит в норму, предлагается прослушивание аудиозаписи хороводной песни «Во поле берёзонька стояла». После прослушивания педагог задаёт вопрос аудитории:

- Смогли бы вы сейчас исполнить прослушанную песню?

- А почему?

Дети отвечают – «Не хватит дыхания».

Сегодня я расскажу вам про дыхание, используемое в хоровом пении.

Бывает два вида дыхания:

  1. Общехоровое (пофразное).
  2. Цепное.

Мы сегодня поговорим о цепном дыхании. Цепное дыхание – это специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания. Благодаря цепному дыханию в хоре возможно слитное, без цезур, исполнение больших музыкальных фраз и целой песни. Оно является одним из средств хоровой выразительности и должно применяться уместно, без злоупотребления. Главное правило для певцов при цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до «истощения». Попробуем спеть песню «Во поле берёзонька стояла» на цепном дыхании.

Подведение итога занятия.

- Ребята, кто из вас вспомнит, какова тема нашего занятия? (Дети называют тему занятия.)

Совершенно верно – «Цепное дыхание».

Как вы поняли, что такое цепное дыхание?

- Есть ли в нашем репертуаре песни с использованием цепного дыхания? Какие? (Дети называют: «На горе, горе», «Ах, ты степь, широкая», «Заплетися плетень».)

Правильно! Есть ли вопросы по сегодняшней теме? Занятие прошло успешно! Поаплодируйте сами себе.

Тема следующего занятия будет – «Пофразное дыхание».

Дома тренируйте лёгкие – представьте себя воздушным шариком, и постарайтесь спеть песню «Во поле берёзонька стояла» удерживая дыхание в себе. Задание понятно?

До скорой встречи!