Цель: расширение и углубление знаний об истории Уинского края.
Задачи:
- Сформировать представление об историческом этапе, когда создавался и процветал Уинский медеплавильный завод.
- Способствовать развитию вероятностного мышления при обработке документальной информации из фондов Уинского краеведческого музея им. Игошева М.Е.
- Создать учебно-педагогические условия для сотрудничества, сотворчества в ходе групповой работы с историческими источниками.
- Воспитывать чувство патриотизма, уважения к предкам.
Тип урока: изучение нового материала, используя проблемно-поисковый метод.
Оборудование:
- тексты краеведческих документов об истории Уинского медеплавильного завода;
- план работы для каждой группы;
- 4 чистых листа бумаги (выдаются заранее на каждый стол группам);
- мультимедиа аппаратура.
Организация пространства: столы расставлены для работы 4-х групп, на доске по вертикали написано слово «Родина».
Ход урока
Дорогие ребята, рада приветствовать вас в этом зале. Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
- Какие ассоциации связаны у вас со словом Родина?
- А сейчас поиграем. На доске написано слово Родина. Попробуем к каждой букве подобрать слово на эту тему.
Вывод: Родина – это дом, род, очаг, ... Наша Родина – это наш Уинский край. Конечно, мы любим свою Родину.
А Родина неразрывно связана с историей края. Нельзя считать себя полноправным жителем Уинской земли, не зная о ней ничего. Недавно исполнилась круглая дата – 260 лет со дня основания с. Уинское. Как возникло наше село два с лишним века назад? Как жили наши предки в те давние времена? Чем занимались? Их проблемы и чаяния? Какую дату мы считаем рождением земли Уинской? (Приложение 1)
Сегодня на уроке мы должны узнать ответы на данные вопросы. А ответы вы будете находить самостоятельно, работая с копиями исторических документов, которые нам предоставил наш краеведческий музей.
Я уверена, что и история нашего края довольно богата событиями, удивительна и интересна.
Для более плодотворной работы вы поделились на 4 группы, каждая из которых будет выполнять отдельное творческое задание.
Каждая группа получает пакет документов, чистый лист, ручки. Задание должно быть выполнено за определённый период времени. Ребята анализируют документы, составляют план, готовят краткое сообщение по предложенному плану. (Приложение 2)
Задания для групп будут следующими:
1 группа анализирует документ, знакомится с версиями происхождения названия села Уинское, делает выводы и приготовит сообщение по плану. (Приложение 2)
2 группа анализирует документ по образованию медеплавильного завода и готовит выступление по предложенному плану. (Приложение 2)
3 группа анализирует документ, который описывает процесс добычи руды на Уинском медеплавильном заводе и готовит сообщение по плану. (Приложение 2)
4 группа анализирует документ о жизни и положении заводских рабочих и готовит сообщение по предложенному плану. (Приложение 2)
На самостоятельную работу даётся 15 минут.
А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось. Для краткого, но содержательного сообщения у вас есть примерный план ответа. Руководитель группы сразу же оценивает всех членов группы. Обязателен вывод.
Выступление групп. После выступления каждой группы краткие выводы показаны на экране. (Приложение 1)
Ещё раз повторим основные даты основания и жизненного пути Уинского медеплавильного завода, который дал жизнь нашему селу.
- Когда пущены первые печи Уинского медеплавильного завода? (22.12.1749г.)
- Какие события произошли в 1773 и 1774 гг. на территории Уинска? (Завод был дважды разрушены во время Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачёва.)
- Когда Уинский медеплавильный завод был закрыт? (1863г.)
Сейчас смотрим на экран, верно ли ответили?
На экране фотография с остатками медепавильного завода на реке Уе. (Приложение 1)
На данной фотографии можно увидеть остатки когда-то стоявшего здесь завода. Узнаёте ли это место? Деревянные брёвна, торчащие из реки, являются остатками завода.
Итак, подведем итог урока. Сегодня мы прикоснулись к прошлому родной земли. Полезно ли это для вас? Что нового для себя вы услышали?
Сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно задание. Начало фразы вы берёте на слайде экрана и продолжите предложение своими мыслями. (Приложение 1)
Минутка на размышление.
Наше занятие закончено. Благодарю всех за работу.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам познакомиться с литературными произведениями о нашем родном селе Уинское, а в следующий раз поделиться с классом впечатлениями от прочитанного произведения.