Компетентностный подход в преподавании химии

Разделы: Химия


Компетенцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусмотрено создание механизма устойчивого развития. Ставится задача обновления образования на компетентностной основе путём усиления практической направленности образования при сохранении его фундаментальности. Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определённых результатов, приобретение значимых компетенций. Компетентность и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.

Отсюда, именно деятельностно-компетентностный подход к учебно-воспитательному процессу, по моему мнению, может стать эффективной методологией построения химического образования. Успешность реализации инновационного замысла проявляется в оказании компетентной помощи учащимся в формировании основных компонентов учебной деятельности с учётом их индивидуальных особенностей; овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений; освоении азбуки рефлексии и творчества, развития способностей; совершенствовании осознанного и правильного выбора в учебных и других жизненных ситуациях.

Деятельностно-компетентностный подход к учебно-воспитательному процессу способствует подготовке самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, готовой к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации естественнонаучного содержания.

При формировании мотивационного компонента образовательной компетенции на уроках и во внеклассной работе по химии обращаю большое внимание на развитие ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, личного самосовершенствования.

К ключевым компетентностям отношу интеллектуальные, гражданско-правовые, коммуникационные, информационные компетенции. Они способствуют приобретению учащимися социального опыта.

К общепредметным компетентностям отношу такие как речевые, мыслительные, практические, компетентности внимания и памяти, владение логическими операциями. Они формируются в процессе изучения любой учебной дисциплины, в том числе и химии, пронизывают её.

Предметные компетенции формируются в рамках определённого предмета. В процессе преподавания химии я формирую такие компетентности, как: понятие о химии, как о неотъемлемой составляющей естественно-научной картины мира; представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определённой структурой и способны к взаимным превращениям; химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке; понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической; химически осознанное, критическое отношение к веществам в быту; умение управлять химическими процессами.

Компетентности я формирую и конструирую средствами содержания образования, одним из которых является «Стандарт основного общего образования». Например, в «Стандарте основного общего образования по химии» отмечено, что учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Исходя из этого, определяю одну из основных предметных компетенций в химии – химически осознанное, критическое отношение к веществам, используемым в быту. На её примере, продемонстрирую структуру предметной компетенции.

Компетенции имеют сложную структуру, состоящую из множества взаимосвязанных компонентов: знания, умения, способы деятельности, личностную и социальную значимость компетенции, реальные объекты действительности, опыт соответствующей деятельности, индикаторы сформированности. В результате формирования компетенций происходит развитие индивидуальности, самоопределение и самоактуализация, т.е. осуществляется личностно ориентированный подход. На каждом этапе образовательного процесса для формирования компетенции выстраиваю опору в виде описания её компонентов.

Ведущая деятельность учащихся 8-11-го классов – межличностное общение и профессиональное самоопределение, для них характерно стремление занять своё место в жизни. На этом этапе в ходе организуемой совместной деятельности как на уроке, так и во внеурочной работе идёт формирование внутренних и социальных мотивов учения. Педагогические средства, применяемые в этот период, способствуют развитию социального сотрудничества, направлены на осуществление разных способов взаимодействия с другими учащимися: установление контактов, занятие определенной социальной позиции в отношениях с окружающими, получение их одобрения.

Формирование мотивационного компонента образовательной компетенции на уроках и во внеклассной работе по химии дало свои положительные результаты. Применение активных форм обучения стало систематичным, у школьников были сформированы высокоразвитые общеучебные и организационно-коммуникативные умения и навыки. Они стали широко применять общий метод мышления, основанный на поиске информации, её анализе, синтезе, выявлении причин различных преобразований и оценке конкретных химический явлений. Учащиеся научились давать правильное объяснение превращениям, происходящим в результате химических реакций не только в лабораторных условиях, но и в реальной жизни, выделять множественность связей внутри любого явления.

Формирование предметных компетентностей осуществляю не только на уроках, но и через организацию элективных курсов. Это один из путей расширения возможности школьника выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. С этой целью мною разработана программа элективного курса «Химия в быту» для учащихся 9 класса, которая удостоена Диплома II степени в VI Республиканском конкурсе авторских программ и методических разработок. Это программа успешно реализуются в школе. Этот курс не только способствует формированию предметной компетенции, но и создает основу для положительной мотивации учения, что особенно важно для такого сложного школьного предмета как химия. Компетентностный подход используется мною на каждом этапе урока: при постановке познавательных задач, формировании новых знаний и умений, совершенствовании знаний и умений, обобщении, что согласуется с процессом образования в рамках личностно ориентированного подхода. Для контроля степени сформированности компетентностей применяю: тесты-тренажёры, тренинги, практические занятия, семинары-практикумы, уроки-консультации, уроки-коррекции и др.

Деятельностно компетентностный подход к обучению химии осуществляю через технологии развивающего, личностно деятельностного и личностно ориентированного обучения, которые активно использую в своей работе.

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс. Учу детей анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи. В связи с этим, основными интеллектуальными компетентностями, формируемыми в технологиях развивающего обучения, считаю развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи; коммуникационными – субъектные отношения сотрудничества, рефлексивную саморегуляцию.

Наиболее важными приёмами для развития мыслительных компетенций являются приёмы, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, мышления.

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компетенции в систему химического образования.

Применяю компьютерные технологии для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических, природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет мне раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счёте, ведёт к лучшему усвоению материала.

Второе направление использования компьютера – контроль и обработка данных химического эксперимента. Использую в своей работе диск «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», позволяющий проводить различные эксперименты химического, химико-физического и химико-биологического направления. Такое использование компьютера позволяет мне прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление.

Третье направление использования ИКТ в процессе обучения химии – программная поддержка курса. Использую в своей работе электронные учебники:

  1. «Общая химия». Учитель, 2007.
  2. «Неорганическая химия». Учитель, 2007.
  3. «Органическая химия». Учитель, 2007.
  4. Мультимедийное учебное пособие «Химия». Просвещение, Медиа, 2004.
  5. «Виртуальная химическая лаборатория. Химия 8-11 класс». Новый диск, 2002.
  6. «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы».
  7. «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы».

Результатом моей деятельности является привлечение максимальных знаний к работе по проектированию направлений развития современной школы в условиях её модернизации. Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии позволил повысить мотивацию школьников к предмету и общую результативность.