Цель: расширение у воспитанников опыта сохранения и укрепления здоровья; приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Углублять знания о правилах личной гигиены, вырабатывать гигиенические навыки.
- Формировать потребность в поддержании чистоты тела.
- Создавать здоровую окружающую среду в школе-интернате и дома.
Ход занятия
Доктор Чистота: Здравствуйте, ребята!
Меня зовут доктор Чистота. А это мои друзья – доктор Вода и доктор Мыло. Мы очень дружим между собой, помогаем друг другу, потому что без доктора Мыла и доктора Воды не будет меня доктора Чистота!
Ребята, как вы думаете, когда везде чисто это хорошо или плохо?
Дети: Хорошо!
Доктор Чистота: Вы когда-нибудь видели, как умывается кошка?
Дети: Она вылизывает себя языком.
Доктор Чистота: Зачем она это делает?
Доктор Чистота: А как другие животные ухаживают за собой? Например, слон? А обезьяны?
Дети: Чистят друг друга.
Не выносят грязи и барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.
Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются,
Вспомните, пожалуйста, сказку «Мойдодыр». Можно всем вместе: «Рано утром, на рассвете, умываются мышата и котята, и утята и жучки, и паучки ...»
- Зачем для чего животные купаются и чистят своё тело?
- А зачем моется человек?
- Почему плохо быть грязнулей?
Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты, грязные волосы – появляются вши и т.д.
(Доктор Чистота предлагает 2-3 воспитанникам нарисовать грязнулю.)
- Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
- Как вы заботитесь о чистоте тела?
А теперь посмотрите и послушайте, какие советы вам приготовил доктор Вода.
Доктор Вода:
- Раз в неделю мойся основательно.
- Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
- Каждый день мой ноги и руки перед сном.
- Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
Доктор Чистота: Давайте рассмотрим рисунки, которые приготовили наши ребята.
(Рассматривание и обсуждение рисунков.)
Доктор Чистота: А теперь посмотрите, какой неприятный случай произошёл с одной моей знакомой девочкой.
Инсценировка.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла
Увидал меня Трезор
Зарычал: «Какой позор!»
- Ребята, так как же не быть грязнулей?
Доктор Вода: Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие. Отгадав следующие загадки, вы узнаете, какие же нужны принадлежности для того, чтобы быть чистым, опрятным, красивым.
Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет. (Зеркало.)Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Губка.)Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое. Всегда под рукою -
Что это такое? (Полотенце.)Зубастая пила
В лес густой пошла,
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. (Расчёска.)Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)Костяная спинка, Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка.)Мойдодыру я родня
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран.)Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру
Пятки, локти с мылом тру
И коленки оттираю.
Ничего не забываю. (Мочалка.)Плещет тёплая волна.
Под волною белизна,
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате? (Ванна.)Дождит теплый и густой.
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.(Душ.)Сам не велик,
Зашёл в городок.
Всех людей перебил,
А сам – в уголок. (Банный веник.)
Доктор Вода: Ребята, послушайте «Сказку о микробах». Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот смотрите, на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крышки, кусочки хлеба. Тут как тут появилась муха.
(Дети инсценируют стихотворение «Муха-чистюха».)
Дети:
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалась Муха,
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник – в вишнёвой наливке,
Во вторник – в томатной подливке,
В среду – в лимонном желе,
В четверг – в киселе и смоле,
В пятницу – в простокваше, в компоте и манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах! Ужжасно, ужжасно устала.
Но, кажется, чище не стала!»
Доктор Вода: Вот и представьте себе, сколько микробов на её лапках! Особенно, если она ещё и на помойке успела побывать. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелках, на ложках, на хлебе, и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уже и до болезни рукой подать!
- Подумайте, что в этой сказке правда, а что – вымысел?
- Что помогает нам победить микробов?
Дети: Вода.
Доктор Вода: С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.
- Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?
- Что нужно, чтобы как следует вымыть руки?
Дети: Мыло, вода и чистое полотенце.
Доктор Вода: Да, Вода и Мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробов.
Доктор Чистота: Бывает на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» – они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер придумал «Вредные советы»:
Никогда не мойте руки.
Шею уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.Вновь испачкаются руки.
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы?
Время попусту терять?Стричься тоже бесполезно.
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Доктор Чистота: Ребята, а вы будете прислушиваться к таким советам.
Дети: Нет.
Доктор Чистота: Правильно, лучше прислушиваться к советам доктора Воды, а я еще раз вам их напомню.
(Доктор Чистота читает советы доктора Воды).
- А теперь давайте все вместе скажем следующие слова:
От простой воды и мыла
У микробов тают силы
Давайте же мыться, купаться
И в ванной и бане всегда и везде
Вечная слава Воде.