Цели занятия:
- обобщить и систематизировать сведения по теме "Пунктуация при однородных членах предложения",
- совершенствовать навыки пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах предложения,
- проанализировать тестовое задание А22,
- совершенствовать навыки выполнения тестового задания А22.
Задачи занятия:
- работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
- развитие пунктуационной зоркости.
Тип занятия - комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).
Оборудование:
- раздаточный материал;
- компьютер (если возможно, у каждого ребёнка);
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация PowerPoint к занятию;
- Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008.
План занятия
№ п/п | Этап урока | презентация PowerPoint | Цель и содержание этапа | Время |
1 | Организационный момент | Слайд 1 | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. | 2 минуты |
2 | Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения" | Слайды 2-8 |
Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила. | 8 минут |
3 | Обобщение и систематизация изученного | Слайды 9-28 Переход по ссылке "Проверка" на слайды 29-45 |
Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма. Применение алгоритма при выполнении тестового задания А22. | 35 минут |
4 | Проверка и коррекция знаний учащихся | Слайд 49 Переход по ссылкам "Вариант" |
Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания А22 по вариантам (12 вариантов). | 12 минут |
6 | Подведение итогов занятия, оценка знаний | Анализ, оценка знаний учащихся | 3 минуты |
Ход занятия (60 минут)
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.
II. Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения".
(Презентация. Слайды 2-8)
Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила.
Учащимся предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры предложений с однородными членами, также схемы этих предложений. Просим учеников сформулировать правило расстановки знаков препинания с опорой на предложенные примеры. Слабые ученики могут найти соответствующие примерам формулировки пунктов правила, воспользовавшись учебником.
III. Обобщение и систематизация изученного.
(Презентация. Слайды 9-11)
1. Анализ примера задания А22.
Укажите предложение, в котором нужно поставить
одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)
- Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
- Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
- Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
- Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма:
- Пунктуационный разбор каждого предложения.
- Соотнесения результатов пунктуационного анализа с формулировками правила.
- Расстановка знаков препинания в каждом предложении.
- Поиск правильного ответа.
2. Анализ и выполнение тестовых заданий А22 (с 1 задания по 10) .
(Презентация. Слайды 12-22, 29-39)
Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 15), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует предложения, расставляет знаки препинания и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке "Проверка" на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке "Назад".
3. Самостоятельное выполнение тестовых заданий А22 (с 11 задания по 15).
(Презентация. Слайды 23-28, 40-45)
Проверка и анализ выполнения заданий с 11 по 15 (задания не оцениваются).
IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.
Выполнение индивидуальной работы. Задание может быть выполнено на компьютере (Слайд 49, переход по ссылке "Вариант:" к тестовому заданию), если есть возможность обеспечить каждого ученика компьютером. Если такой возможности нет, то задание можно распечатать (приложение 13). (NB! После того, как работа на компьютере с тестом закончена, изменения в нём не сохранять!)
V. Подведение итогов занятия, оценка знаний.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7
- Приложение 8
- Приложение 9
- Приложение 10
- Приложение 11
- Приложение 12
- Приложение 13
- Приложение 14
- Приложение 15
Литература
- Государственной программы "Русский язык. 10-11 классы". (Авторы программы - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: "Русское слово" 2008.
- Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008.
- Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005.
- К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. - М.: Просвещение, 2001
- Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. - 3-е изд., перераб. М : Издательство Московского университета,1992.
- Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. -М.: Высшая школа, 1992.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2010
- Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. - М.: Издательство "Экзамен", 2010
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2011
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. - Ростов н/Д: Легион-М, 2010.