Цель: развитие ритмического слуха через музыкальное воспитание.
Задачи:
- обучать игре на детских музыкальных инструментов, учить импровизировать в движениях.
- развивать ритмический слух, ориентирование в пространстве, выразительность речи.
- воспитывать уверенность в себе, выдержку, дружелюбное отношение к друг другу.
Оборудование: компьютер, проектор, листья клёна, берёзы и дуба (жёлтого ,красного и зелёного) цветов, фланелеграф, музыкальные инструменты, дощечки (для простукивания ритма),осеннее дерево.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент (слайд 1)
(Дети заходят в зал и встают полукругом)
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня я вам предлагаю отправиться в музыкальное путешествие в лес. А в какой лес, вы должны будете сказать мне сами, просмотрев видеосюжет и послушав музыку.
2. Слушание
Видеосюжет «Осенний пейзаж» (слайды 2-10) (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: А почему вы
думаете, что это осенний лес? (Ответы детей).
– А музыка какая была по характеру? (Ответы
детей)
3. Игра на развитие ритмического слуха (слайд 11)
Музыкальный руководитель:
Пойдём по дорожке прямой, вы идите вслед за
мной. (Дети идут, размеренно ударяя ногами об
пол).
Слышите, дятел стучит о сучок: Тук-тук… тук-тук! И
мы повторим этот звук. (Простукивание ритма
дощечками, затем индивидуальная работа).
Сейчас по тропинке свернули направо. (Дети
идут, размеренно ударяя ногами об пол).
Увидели зайца, он прыгнул в канаву, а ножки
стучат: Туки-туки-туки-тук, туки-туки-туки-тук!
Повторим этот звук. (Коллективное повторение
ритмического рисунка, затем индивидуальная
работа)
Идём по тропинке, идём не спеша. (Дети идут,
равномерно ударяя ногами об пол)
Вот вышли на полянку – кругом тишина, только
стучат два весёлых бобра: тук-тук-да-тук,
тук-тук-да-тук! (Коллективное повторение
ритмического рисунка, затем индивидуальная
работа).
4. Подготовка к пению
Музыкальный руководитель: Вдруг небо стало хмуриться, поползли серые тучи (фонограмма грома), начался дождик (пьеса дождик). Ребята, как вы думаете, какие муз инструменты подойдут для озвучивания дождя? (Ответы детей). Я предлагаю вам спеть эту песенку в сопровождении муз. инструментов и звучащих жестах….,….,….(именя детей) будут играть, а все остальные петь.
5. Дети исполняют песню «Дождик»
Музыкальный руководитель: А сейчас давайте споём двухголосным каноном (без сопровождения). Ребята, обратите внимание на дерево и скажите, что с ним происходит осенью? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: А давайте озвучим и покажем, как падают листья. (Слайд 12)
Смотрите, смотрите, падает лист, а воздух
осенний прозрачен и чист! (Листья кружатся и
падают. Игра звуками).
Весной, разрывая клейкие почки, на ветках
взрывались хлопушки-листочки. (Щелчки
пальцами)
Смотрите, смотрите, падает лист! Жёлтый, сухой, он
теперь неказист. (Листья падают, игра звуками)
Листья писали мазками теней, портреты июльских,
солнечных дней. (Импровизация жестов)
Смотрите, смотрите, падает лист, и лес опустевший
не так голосист. (Листья падают, игра звуками)
Деревья уснули и спят до весны и смотрят лесные,
зелёные сны. (Импровизация жестов).
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая красивая картинка из листьев у нас получилась! (На одном фланелеграфе выложен ритмический рисунок из листьев. Пример: кленовый лист больше по размерам, чем березовые, поэтому кленовый лист обозначает – четверть, а берёзовые – восьмую. На втором фланелеграфе, выложены листья вразброс, т.е. без ритм. рисунка).
Музыкальный руководитель: Скажите
листья каких деревьев здесь изображены? (Ответы
детей)
– А теперь сравните эти картинки, и скажите, чем
они похожи? (Ответы детей)
– А чем отличаются? (Ответы детей)
– Давайте, определим длительности листочков. Как
вы думаете, кленовый листик какой звук
обозначает? (Ответы детей) Почему? (Ответы
детей).
– А берёзовый? (Ответы детей). Почему? (Ответы
детей).
– А давайте на этот ритмический рисунок сыграем
полечку.
6. Игра на музыкальных инструментах «Полька» (на усмотрение педагога)
Музыкальный руководитель: Давайте с вами отдохнём про Осень песенку споём.
7. Дети исполняют песню «Осень» (на усмотрение педагога)
Музыкальный руководитель: А сейчас отгадайте загадку:
Что растёт на деревьях в саду
Яркие, сочные, у всех на виду? (Фрукты)
Музыкальный руководитель: Настало время для игры.
8. Игра с листьями
Музыкальный руководитель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте на прощание станцуем на лесной опушке.
9. Танец «Аннушка» (на усмотрение педагога)
Музыкальный руководитель: Вот ми и вернулись. Понравилась вам наша прогулка по осеннему лесу? (Ответы детей)