Цель: создание образа, иллюстрации к произведению.
Задачи:
- Создать общее полотно (триптих) к легенде о Данко.
- Показать взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации.
- Развивать наблюдательность и творческие способности учащихся.
- Пробудить интерес и почитание к наследию русской культуры.
Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, иллюстрации
Ход урока
Организационный момент.
Беседа учителя:
Всем нам знакомы книги с детства. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники-графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки-гармошки), но и иллюстрации.
И каждый из нас проявляет интерес к той книге, где есть иллюстрации. А как вы думаете, что такое иллюстрация? Давайте посмотрим, что такое иллюстрация. (Слайд 3,4)
На уроке литературы в этой четверти вы начали изучать М. Горького «Данко» и сегодня мы с вами попробуем проиллюстрировать это произведение. Обратимся к тесту. Как Горький с помощью слова описывал лес, самих людей и главного героя Данко. (Слайд 5)
Итак, мастер слова нам описал, что чувствовали люди, что они видели вокруг себя. Перед вами открыта палитра цветов, какими бы вы взяли цвета, чтобы написать картину, которую описал Горький?
Ответы детей.
А теперь обратимся к иллюстрации, как это видели художники. Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993), советский график, художник-иллюстратор. Народный художник РСФСР (1966). Он увидел это так: (Слайд 6).
Кто спас людей, дал шанс выйти из этого леса? Правильно Данко. Чем он пожертвовал для людей? Своим сердцем. Давайте прочтем, как у Горького это написано. (Слайд 8) И, как это видит художник Дехтёрев. (Слайд 9)
А сейчас мы с вами приступим к иллюстрированию произведения. Сегодня класс разделен на группы. Перед вами лежат «инструменты» с помощью, которых вы будете иллюстрировать произведение. Сегодня мы с вами будем работать только цветной бумагой и будем с вами вырезать силуэты. Цветовая гамма у нас большая, ограничиваться мы не будем. Но задания для каждой группы будет отдельное. Поделим класс на три части.
Для первой группы задание: проиллюстрировать произведение Горького «Данко» ту часть, в которой рассказывается о том, в каком лесу находились люди и какие чувства могли испытать люди.
Вторая группа проиллюстрирует ту часть легенды, когда появляется главный герой Данко и выводит людей туда где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя…»
И третья группа проиллюстрирует финал этой легенды – смерть Данко и «только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил ногой на гордое сердце».
Итог урока.
Давайте посмотрим работы, которые получились у групп. Просмотр работ.
Ребята, посмотри внимательно на картины, которые находиться сейчас все вместе, что это вам напоминает? Ответы ребят.
Мы с вами попробовали создать триптих. Напомните что это.
Триптих (греч. Triptychos – «тройной, втрое сложенный») – композиция, состоящая из трех частей, относительно независимых друг от друга. Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой. (Слайд 10)
Итак, каждая группа получила свое задание, и мы с вами решили две задачи:
- Показали взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации.
- И создали общее полотно к легенде о Данко.