Цель:
- Закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении.
- Упражнять в грамотном построении ответов на заданные вопросы.
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх.
- Развивать мышление, эмоциональность, способность детей к сопереживанию.
- Воспитывать чувство доброты, доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.
Материалы:
- макет замка, следы, письмо, дерево, листочки;
- сердечки, мяч, кресло, аудиозапись песни;
- компьютер с электронной игрой.
Ход занятия
(Звучит звукозапись «песенка о доброте» В. Шаинского.)
Воспитатель: Дети, о чём поётся в этой песенке?
Дети: О доброте.
Воспитатель: А что такое доброта? Что значит быть добрым?
- А каких добрых героев сказок вы знаете? (Ответы детей.)
- Молодцы, дети, вы правильно понимаете, кого можно назвать добрым.
- Наверное, вы любите сказки? Я приглашаю вас в сказочный дворец «Доброты».
(Из модулей сделан дворец.)
- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей.)
- Да, в этом дворце живут самые прекрасные, самые добрые герои.
- А, чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие к этому дворцу.
- Идти нам придётся по сказочной тропинке.
- Во время путешествия нам понадобятся ваши знания.
- Ребята, посмотрите, на всей дорожке лежат следы.
- Пойдёмте по ним.
Воспитатель: А вот и мостик (на нём письмо).
Воспитатель читает письмо: «Дорогие путешественники! Пройдёт по мостику только тот, кто ответит на вопросы»:
- Какие слова говорят при встрече?
- Что ты скажешь, если нечаянно кого-то толкнёшь?
- Кто должен уступать место в транспорте?
- Как ты должен обращаться к продавцу?
- Как ты попросишь у друга игрушку?
- Плачет девочка, как её успокоить?
- Что ты скажешь, если тебе помогли?
- Вы с другом нечаянно столкнулись. Тебе больно. Что ты скажешь?
- У тебя одно яблоко, а друг просит угостить его, что ты сделаешь?
Если ребёнок затрудняется с ответом, дети помогают ему.
Воспитатель: Ну вот и ответили на вопросы, молодцы!
- Переходим по мостику, помогаем друг другу.
(Дети замечают сказочный дворец.)
- А вот и сказочный дворец.
Воспитатель:
А у дворцовых у ворот
Дерево добра растёт.
Налетел вдруг ветерок,
И листочки уволок.
Стало дерево скучать,
Людей добрых поджидать.
Вы, ребята, приходите
И листочки приносите.
Воспитатель: Чтобы вернуть дереву листочки мы должны поиграть в игру «Живые слова».
- Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните.
(Воспитатель говорить на ушко 1 ребёнку – солнышко, 2 – ласкает, 3 – нас.)
- Живые слова выходите вперёд
- Произнесите каждый своё слово. (Дети произносят.)
- Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что?
Дети: Предложение.
Воспитатель: А давайте к нашему предложению добавим ещё слова и опишем, какое бывает солнышко?
Дети: Ласковое, тёплое, лучистое.
Воспитатель: Молодцы! Вот видите, какое красивое предложение у нас получилось. А украсили мы его своими добрыми и нежными словами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый мячик, но почему-то он грустный. Почему?
Дети: С ним никто не играет.
Воспитатель: А вы хотите поиграть с мячиком?
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Воспитатель: Я буду бросать вам мяч и называть плохое дело, а вы должны назвать хорошее дело.
- Разорвать книгу – склеить книгу.
- Толкнуть – обнять.
- Ударить – приласкать.
- Намусорить – убрать.
- Поломать – починить.
- Нагрубить – поблагодарить.
- Промолчать при встрече – поздороваться.
- Бросить в птиц камнем – покормить птиц.
- Молодцы! Вот и мяч развеселили. Получайте листочки.
Воспитатель: Давайте мы дереву подарим наше красивое предложение и вернём листочки с добрыми делами.
(Дети развешивают листочки.)
Воспитатель: Полюбуйтесь, каким нарядным и весёлым стало дерево.
(Слайд 1) На экране компьютера появляется Маша и плачет.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто это?
- Почему ты плачешь?
(Слайд 2)
Маша: Я собралась в гости к мише и забыла все вежливые, добрые, ласковые слова.
Воспитатель: Ребята, что будем делать?
Дети: Поможем Маше.
(Слайд 3)
Воспитатель: Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите ... (простите, пожалуйста).
- Если друг попал в беду, ... (помоги ему).
- Решай споры словами, ... (а не кулаками).
Воспитатель: Молодцы! А теперь сыграем в игру «ласковые слова».
- Солнце – солнышко, сказка – сказочка, сердце – сердечко, ручей – ручеёк, дерево – деревце, птица – птичка, Маша – Машенька, медведь – медвежонок.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
(Слайд 4)
Маша: Спасибо, я вижу вы воспитанные, вежливые дети, поэтому я предлагаю поиграть в игру «Хорошо, плохо».
(Слайды 5-17) Игра на компьютере.
(Слайд 18)
Маша: Молодцы! Ребята, а вы умеете друг другу делать комплименты.
(Слайд 19)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое красивое кресло.
- Как вы думаете, чьё оно?
(Дети высказывают свои предположения: принцессы, короля ...)
Воспитатель: Наверное, это кресло волшебное. Давайте, попробуем посидеть в нём. И сказать друг другу комплименты.
Игра «Комплименты».
Дети по очереди садятся в кресло, остальные говорят ему комплименты. Можно посадить в кресло взрослого и дети ему говорят комплименты.
Воспитатель: Ребята, вам приятно было слышать, когда о вас говорили добрые, ласковые слова?
Да, недаром в пословице говорится, что «Доброе слово и кошке приятно».
- Давайте мы никогда не будем забывать эти слова. И будем чаще говорить их друг другу.
(Слайд 20)
Маша: Спасибо, я вижу вы умеете делать добрые дела и хочу подарить вам сердечки. Оденьте их как медальоны, пусть ваши сердца всегда будут добрыми:
Чем больше в мире доброты –
Счастливей будете все вы.
До свидания дети! Спасибо!