Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Согласно исследованиям наших специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течении года более четырех раз (данные специалистов города Нерюнгри(дошкольный отдел)) Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми, в основе которой – оздоровление. Исходя, из наших климатических условий дети мало бывают на воздухе. В целом климатические условия г. Нерюнгри представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие температуры воздуха в течении года, особенно около нулевые температуры в весенне-летне-осенний периоды сопровождаемые частым ветром, провоцирует частые переохлаждения у детей, что способствует простудным заболеваниям. Кроме того, низкие температуры ограничивают возможности двигательной деятельности, стол необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Сегодня дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течении дня ниже возрастной нормы. А так как интенсивность физического развития ребенка, его здоровье зависит от двигательной активности и его психического благополучия.

Несомненно, проблема раннего формирования здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать.

Общепринятая система физического воспитания в ДОУ не может решить данные проблемы, так как:

  1. Недостаточно учитываются региональные условия.
  2. Не всегда присутствует дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.
  3. Не в полной мере реализуются потребности детей в движении и др.
  4. Не обеспечивает должного уровня система физического воспитания дошкольников.

Таким образом, созрела необходимость изменения организации образовательного процесса, применения комплекса мер по улучшению состояния здоровья детей.

С 2006 года наш детский сад является районной экспериментальной площадкой по теме «Технология организации физкультурно-оздоровительной работы Центра «Здоровый ребенок» на базе ДОУ «Рябинушка».

Цель: создание Центра «Здоровый ребенок», позволяющего построить модель оздоровительного и образовательного процесса в ДОУ «Рябинушка».

Ценность проекта: работа в рамках эксперимента позволит организовать оздоровительную работу в ДОУ на качественно новом уровне.

Основными задачами нашего ДОУ «Рябинушка», по обеспечению воспитания здорового ребенка дошкольного возраста являются:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей.
  2. Формирование у детей жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, развитие физических навыков.
  3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  5. Обеспечение физического и психического благополучия.

Особенности организации образовательного процесса

  1. Непрерывность и преемственность в обучении.
  2. Внедрение технологии личностно-ориентированного обучения на занятии.
  3. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
  4. Занятия проходят в игровой форме. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
  5. Организация занятий с подгруппой детей с учётом разно уровневой дифференциации.
  6. Проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими особенности в развития.

В ДОУ созданы все необходимые условия для формирования здорового образа жизни. Образовательное пространство ДОУ можно условно разделить на следующие центры:

  1. Оздоровительный центр.
  2. Центр познавательной активности.
  3. Центр игр и творческой деятельности.
Оздоровительный центр Центр познавательной активности Центр игр и творческой деятельности
  1. Физкультурный зал.
  2. Бассейн.
  3. Оздоровительная комната.
  4. Комната психологической разгрузки.
  5. Физкультурная площадка.
  6. Фитобар.
  7. Физиокабинет.
  1. Комната развития детей 1,5-3 лет, для комплексного развития детей раннего возраста.
  2. Автодром.
  3. Валеологическая комната.
  4. Экологическая комната.
  5. Живой уголок.
  6. Зимний сад.
  7. Музей.
  8. Изостудия.
  9. Познавательная комната, для интеллектуального развития, активизации познавательных процессов.
  10. Опытническая лаборатория.
  1. Музыкальный зал.
  2. Изостудия.
  3. Игротека.

В соответствии с программой работа с воспитанниками в ДОУ строится на основе психолого-педагогических принципов оздоровительной работы:

  1. Развитие творческого воображения – главное психологическое завоевание дошкольного возраста. Развитое воображение становится необходимым при построении и проведении оздоровительной работы с детьми.
  2. Формирование осмысленной моторики, формирование навыков рационального дыхания, формирование правильной осанки.
  3. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
  4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию

В нашем ДОУ получают оздоровительную помощь воспитанники в соответствии с медицинскими показаниями, а так же ведётся активная профилактическая работа со здоровыми детьми. В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности а так же комбинированные группы для детей ЧДБ. Из общего количества детей формируются оздоровительные подгруппы следующим образом:

  1. В соответствии с медицинским диагнозом (ЧБД, нарушения осанки, аллергические заболевания, стоматологические заболевания).
  2. По возрастным показателям.

Общее количество детей в подгруппе 6-8 детей.

Оздоровительная работа в ДОУ включает в себя комплекс мероприятий.

Закаливающие мероприятия Лечебно-профилактические, оздоровительные мероприятия
  1. Облегченная одежда детей.
  2. Соблюдение температурного режима в течении дня.
  3. Утренняя гимнастика с элементами само массажа, упражнениями на дыхание.
  4. Дозированный бег.
  5. Босо хождение в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
  6. Обширное умывание прохладной водой.
  7. «Рижский метод» закаливания в сочетании со стопа терапией.
  8. Полоскание рта прохладной водой.
  9. Плавание в бассейне.
  1. Дибазоло-профилактика в весеннее-осенний период.
  2. Витаминотерапия /ревит, гексавит/.
  3. Витаминизация пищи аскорбиновой кислотой.
  4. Проведение УФО в весеннее-осенний период.
  5. Вакцинация детей против гриппа.
  6. Витаминные чаи на основе отвара шиповника.
  7. Аэро-ионо терапия с ЧБД.
  8. «Оздоровительный сон».

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы в ДОУ работает физио кабинет, где имеются аппараты: тубусный кварц, УВЧ, ингаляторы, лампа «Соллюкс», аппараты для проведения электрофореза.

В практике работы с детьми педагогическим коллективом используются следующие здоровьесберегающие технологии и оздоровительные курсы:

  1. Стопотерапия.
  2. Рижский метод закаливания.
  3. Обширное умывание.
  4. Аэроионотерапия.
  5. Аромотерапия.
  6. Фитотерапия.
  7. Физиопроцедуры .
  8. ЛФК.
  9. Гимнастика для глаз.
  10. Дыхательная гимнастика (навыки рационального дыхания).
  11. Физкультминутки на освоение моторики мелких мышц рук.
  12. Игры с элементами массажа.
  13. Психогимнастика.
  14. Самомассаж.
  15. Пальчиковая гимнастика.
  16. Элективный курс «Уроки Неболейки».