Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Согласно исследованиям наших специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течении года более четырех раз (данные специалистов города Нерюнгри(дошкольный отдел)) Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми, в основе которой – оздоровление. Исходя, из наших климатических условий дети мало бывают на воздухе. В целом климатические условия г. Нерюнгри представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие температуры воздуха в течении года, особенно около нулевые температуры в весенне-летне-осенний периоды сопровождаемые частым ветром, провоцирует частые переохлаждения у детей, что способствует простудным заболеваниям. Кроме того, низкие температуры ограничивают возможности двигательной деятельности, стол необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Сегодня дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течении дня ниже возрастной нормы. А так как интенсивность физического развития ребенка, его здоровье зависит от двигательной активности и его психического благополучия.
Несомненно, проблема раннего формирования здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать.
Общепринятая система физического воспитания в ДОУ не может решить данные проблемы, так как:
- Недостаточно учитываются региональные условия.
- Не всегда присутствует дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.
- Не в полной мере реализуются потребности детей в движении и др.
- Не обеспечивает должного уровня система физического воспитания дошкольников.
Таким образом, созрела необходимость изменения организации образовательного процесса, применения комплекса мер по улучшению состояния здоровья детей.
С 2006 года наш детский сад является районной экспериментальной площадкой по теме «Технология организации физкультурно-оздоровительной работы Центра «Здоровый ребенок» на базе ДОУ «Рябинушка».
Цель: создание Центра «Здоровый ребенок», позволяющего построить модель оздоровительного и образовательного процесса в ДОУ «Рябинушка».
Ценность проекта: работа в рамках эксперимента позволит организовать оздоровительную работу в ДОУ на качественно новом уровне.
Основными задачами нашего ДОУ «Рябинушка», по обеспечению воспитания здорового ребенка дошкольного возраста являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей.
- Формирование у детей жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, развитие физических навыков.
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Особенности организации образовательного процесса
- Непрерывность и преемственность в обучении.
- Внедрение технологии личностно-ориентированного обучения на занятии.
- Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
- Занятия проходят в игровой форме. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
- Организация занятий с подгруппой детей с учётом разно уровневой дифференциации.
- Проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими особенности в развития.
В ДОУ созданы все необходимые условия для формирования здорового образа жизни. Образовательное пространство ДОУ можно условно разделить на следующие центры:
- Оздоровительный центр.
- Центр познавательной активности.
- Центр игр и творческой деятельности.
Оздоровительный центр | Центр познавательной активности | Центр игр и творческой деятельности |
|
|
|
В соответствии с программой работа с воспитанниками в ДОУ строится на основе психолого-педагогических принципов оздоровительной работы:
- Развитие творческого воображения – главное психологическое завоевание дошкольного возраста. Развитое воображение становится необходимым при построении и проведении оздоровительной работы с детьми.
- Формирование осмысленной моторики, формирование навыков рационального дыхания, формирование правильной осанки.
- Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
- Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию
В нашем ДОУ получают оздоровительную помощь воспитанники в соответствии с медицинскими показаниями, а так же ведётся активная профилактическая работа со здоровыми детьми. В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности а так же комбинированные группы для детей ЧДБ. Из общего количества детей формируются оздоровительные подгруппы следующим образом:
- В соответствии с медицинским диагнозом (ЧБД, нарушения осанки, аллергические заболевания, стоматологические заболевания).
- По возрастным показателям.
Общее количество детей в подгруппе 6-8 детей.
Оздоровительная работа в ДОУ включает в себя комплекс мероприятий.
Закаливающие мероприятия | Лечебно-профилактические, оздоровительные мероприятия |
|
|
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы в ДОУ работает физио кабинет, где имеются аппараты: тубусный кварц, УВЧ, ингаляторы, лампа «Соллюкс», аппараты для проведения электрофореза.
В практике работы с детьми педагогическим коллективом используются следующие здоровьесберегающие технологии и оздоровительные курсы:
- Стопотерапия.
- Рижский метод закаливания.
- Обширное умывание.
- Аэроионотерапия.
- Аромотерапия.
- Фитотерапия.
- Физиопроцедуры .
- ЛФК.
- Гимнастика для глаз.
- Дыхательная гимнастика (навыки рационального дыхания).
- Физкультминутки на освоение моторики мелких мышц рук.
- Игры с элементами массажа.
- Психогимнастика.
- Самомассаж.
- Пальчиковая гимнастика.
- Элективный курс «Уроки Неболейки».