Цели урока: познакомиться с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины.
Личностные УУД:
- Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- -Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- -Формулировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: презентация, учебник, тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент. КУУД, РУУД.
Прозвенел звонок,
Он позвал всех на урок
Мы закрыли двери в класс,
Будет тишина у нас,
Шум оставим за дверями
И начнём урок мы с вами.
2. Актуализация знаний. ЛУУД, КУУД, РУУД.
На какие группы можно разбить числовые выражения?
6 + 3 | 8 – 4 | 9 – 5 | 7 + 2 | 4 + 1 | 5 + 3 | 5 – 3 | 7 – 2 | 3 – 4 |
Назовите признак разбиения. Запишите в тетрадь числовые выражения по столбикам и найдите их значение.
6 + 3 7 + 2 4 + 1 5 + 3 3 – 4 |
8 – 4 9 – 5 5 – 3 7 – 2 |
Какое выражение лишнее? Докажите?
Как называются выражения 1 группы? 2 группы?
Какие вопросы вы бы задали к выражениям 1 столбика своим одноклассникам?
Почему это суммы?
Как называются числа при сложении?
Найди значение суммы.
(Слайд – приложение находится у автора.)
Поучимся читать эти выражения по-разному используя слова помощники.
(Слайд)
Чем отличаются выражения 2 группы от первой?
Найдите значение разностей.
(Слайд)
А какие вопросы можно задать 2 группе?
(Слайд)
Что записано? Можем ответить?
Как называются числа при вычитании?
Найти значение разности!
Учитель: Подумайте и ответьте.
На какие вопросы мы можем ответить, а на какие нет?
Так какую учебную задачу мы ставим перед собой? (Как называются числа при вычитании?)
Проведем исследования.
(Слайд (2 столбик))
Какие действия мы выполняем для нахождения значения разности? (Вычитание.)
При вычитании числа тоже имеют названия. Давайте попробуем догадаться, как их называют.
Число, из которого вычитают, какое оно, что с ним происходит?
Да, это число действительно уменьшают, и его называют уменьшаемое (хором).
Что вы можете сказать о втором числе? (Его вычитают.) И его называют вычитаемое (хором).
Именно так и называются числа при вычитании.
(Слайд)
Прочитаем хором: уменьшаемое, вычитаемое, а результат – значение разности.
Вернёмся к нашему столбику с разностями.
Подчеркните синим цветом – уменьшаемое, зелёным – вычитаемое. Проверим.
Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
Используя слова помощники поучимся читать эти выражения по-новому.
(Слайд)
Обобщение: с какими новыми математическими словами мы встретились?
Физкультурная пауза.
3. Работа по тетради №78, стр. 35.
Учитель: Обсудите в паре, как вы будете рисовать.
Самостоятельная работа.
(Слайд) Взаимопроверка. Сколько нарисовали бананов слева? А в руке? А на подносе справа?
5 – 2 = 3
Что записали? (Разность.)
Как можно прочитать выражение по-новому? (Уменьшаемое, вычитаемое.)
Работа по учебнику №273.
Рассмотрите два ряда чисел. В чём сходство? В чём вы видите отличие?
Определите нашу следующую задачу: научиться вычитать по натуральному ряду.
На каком из рядов выполняли вычитание? Объясните свой выбор.
Запиши разность и её значение. (К доске ученика записать разность чисел 8 и 4.)
Как называются числа при вычитании? Объясните, почему число 8 называется уменьшаемым, а число 4 – вычитаемым?
Самостоятельно: записать разности чисел 7 и 5, 4 и 2, найти значения разностей по натуральному ряду чисел.
Сделайте вывод о том, как получить значение разности по натуральному ряду чисел.
Настало время завершить урок, пора нам подвести итог.
Что нового вы сегодня открыли для себя?
(Слайд)
Выберите предложение, которое, по вашему мнению, относится к вам, и поставьте соответствующую цифру на поля в тетради.
- Мы уже всё знаем!
- Мы ещё не всё знаем!
- Мы ничего не знаем!
- Мы уже кое-что знаем!
Спасибо за урок.