Основные задачи:
Познакомить школьников с буквой ё и её “работой” в ударном слоге – обозначать звук [о] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного.
Учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами О о – ё.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран; презентация к уроку PowerPoint; у каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, доска-экран.
Ход урока
Организационный момент.
1. Повторение.
Я задумала два слова (мал, мял), которые начинаются со звонкого согласного. На доске запись: ___ал ___ял (первые буквы согласных закрыты).
Решите, в каком слове первый согласный звук должен быть мягким, а в каком – твёрдым? Ученики доказывают своё решение (его подсказывают буквы гласных А-Я), читают слова.
В записи на доске раскрыть первые буквы. Уточнить лексическое значение слов.
Повторить известное правило при чтении, опираясь на схему гласных: “Вижу буквы ы, а, э, о, у – перед ними буквы согласных читаю твёрдо. Вижу буквы и, я, е – перед ними буквы согласных читаю мягко”.
Разминка: чтение двухбуквенных слогов по таблице гласных (ны-ни, ра-ря…)
2. Проблемная ситуация.
Откроем рабочие тетради, найдём рабочую строку. Выполните звуковой анализ слова НОС. Проверка схемы на доске.
Как это слово превратить в другое – НЁС? Послушайте слова, сравните первые звуки и определите, схему какого звука здесь придётся поменять? (Требует замены лишь первый звук). Рядом в тетради, затем на доске выполнить новую схему к слову НЁС.
Теперь обозначим звуки первого слова буквами: НОС. Какие буквы надо заменить, чтобы слово НОС превратилось в НЁС?
Нужны ли разные буквы для обозначения твёрдого и мягкого согласного звука? (Нет).
Надо ли заменять первую букву? (Нет. На доске во втором слове вставить первую букву Н).
Нужна ли другая буква на месте последнего звука? (Нет. Подставить букву С).
Можно ли вторую букву на месте гласного оставить той же? Провести опыт: НОС. Слово НЁС не получается. Вывод: нужна другая буква гласного. Правило при письме: Слышу твёрдый согласный – после него пишу гласные ы, а, э, о, у. Слышу мягкий согласный – после него пишу гласные и, я, е, ё (добавляем с подсказкой учеников).
Открываем новый секрет чтения и письма с помощью именинницы нашего урока – буквы ё: звук О после мягкого согласного на письме обозначается буквой Ё. Добавить букву ё в таблицу гласных.
Физкультминутка
3. Освоение буквы, уточнение правил чтения.
Рассмотреть запись буквы. (Она похожа по написанию на букву е). Показать на большую букву Ё – с ней мы встретимся на страницах букваря и прописей немного позже. Прописать на досочке маленькую букву ё.
Хоровое чтение стишка с вставкой новых букв О-Ё:
Буква О и буква Ё нам нужны для звука О.
Слушать нужно звук согласный, он всегда нам скажет ясно:
Если слышим МО и НО, значит, в слове буква О.
Если слышим МЁ и НЁ, значит, в слове буква Ё.
После твёрдых – буква О, после мягких – буква Ё.
Чтение двухбуквенных слогов по таблице гласных: но-нё, рё-ро, ло-лё, мё-мо, то-тё, пё-по.
Слайд 1.
Сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам электронного учебника, который поможет нам усвоить новый материал. Почему я вас приглашаю на улицу Букв гласных? (Буква Ё обозначает звук О).
Слайд 2.
На улице Букв гласных по соседству живут веселые человечки, которых зовут Толик и Лёлик. Про них говорят: не разлей вода. Что обозначает это выражение? (Человечки дружат, настоящие друзья).
Чтобы запустить программу электронного учебника, надо набрать код. На слайде – незавершенные звуковые схемы слов. Что могут обозначать эти слова? (Имена наших героев – Толик, Лёлик).
Дети на досочках дополняют звуковые схемы – анализ первых звуков. Проверка на слайде. Записать слова на досочках под схемой. Проверка на слайде (с помощью анимации).
Выделить ударные слоги, обратить внимание детей: буква Ё обозначает звук О под ударением.
Программа электронного учебника запущена!
4. Упражнения в чтении, лексическая работа.
Слайд 3.
Толик и Лёлик хотели бы послушать, как вы читаете. Чтение по группам.
Человечки предлагают задание: какие слова соответствуют картинкам?
Среди записей найдите слова. Лексическое значение прочтённых слов. Обратить внимание на слово класс, в каких словах мы уже встречали удвоенную согласную? (Анна, Алла, Инна, Эмма).
Обратить внимание ещё раз: В какой позиции встретилась буква ё в слове стёрла? (Буква ё обозначает ударный звук о).
Гимнастика для глаз
5. Упражнения в выделении ударных слогов с буквами О-Ё.
Слайд 4.
Толик и Лёлик – большие любители животного мира! Они предлагают вам определить, кто у кого живёт: щенок, лягушонок, цыплёнок и кошка. Прислушайтесь к ударному слогу и распределите картинки на две группы (с помощью анимации картинки “подлетают” к хозяину-человечку). Обратить внимание на слово лягушонок, дать характеристику звука Ш (согласный, глухой, всегда твёрдый).
Молодцы, вы очень внимательны!
6. Итог урока.
Слайд 5.
Вспомним рифмовки прошлых уроков, дополним новой строкой:
Буква а и буква я нам нужны для звука ___ .
Буква э и буква е нам нужны для звука ___ .
Буква о и буква ё нам нужны для звука ___ .
Итак, ребята, какую работу в словах выполняет буква ё ?
Вы очень понравились весёлым человечкам! Вашу работу оценят, думаю, и наши гости. Интересно было путешествовать по страницам электронного учебника? Что понравилось больше всего? Что показалось трудным?
Все вы – молодцы! Спасибо за урок!