Задачи занятия:
- закрепить знания детей о лиственных и хвойных деревьях;
- дать представление о профессии стекольщика-выдувальщика;
- развивать целостность зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мыслительных процессов, стереогноза на основе специальных коррекционных приемов;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: Искусственная елка, ветки ели, сосны, березы, елочные игрушки, волшебный сундучок, счетные палочки, разрезные картинки
Ход занятия
1. Отгадать загадку
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
– Где растет елка? (В лесу)
2. Беседа о лиственных и хвойных деревьях
– Мы знаем, в лесу много деревьев. Деревья бывают лиственные и хвойные. А чем они отличаются?
(У лиственных деревьев есть листья, у хвойных деревьев – вместо листьев иголки)
– Какие хвойные деревья вы знаете?
(Сосна, ель, пихта, лиственница, кедр)
– Какие лиственные деревья знаете?
(Дуб, осина, клен, береза)
3. Построить деревья из счетных палочек.
– Ребята, а вы сможете изобразить деревья с помощью палочек.
(Анализ работ: изображение какого дерева у тебя, Алина, получилось? А у тебя, Саша, какое дерево? У кого получилось лиственное или молодое хвойное дерево – ветви направлены вверх; у кого получилось взрослое хвойное дерево – ветви под тяжестью иголок, хвои наклонились вниз).
4. Ориентировка в пространстве
– Мы к Новому году украшали зал, и несколько веточек у меня осталось. Я их куда-то положила. Ребята, помогите мне, пожалуйста, веточки найти.
Физминутка
Зашагали наши ножки,
Зашагали по дорожке
Топ-топ, топ-топ.
Походили на носках,
А еще на пятках:
Топ-топ, топ-топ.
Дружно мы шагали,
Веточки искали.
(Дети ищут ветки)
– Данил, ты ветку какого дерева нашел: хвойного или лиственного? Где нашел?
(Под столом)
– Саша, ты ветку какого дерева нашел? Где нашел?
(На столе)
– Алина, у тебя какая ветка? Где ты ее нашла?
(За креслом)
– Олег, какая ветка у тебя? Где она была?
(В шкафу).
5. Сравнение веток хвойных и лиственных деревьев
– Ребята, как вы узнали, что эти ветки хвойных деревьев, а эти – лиственных?
(На ветках лиственных деревьев зимой нет листьев. Они осенью опадают. На ветках ели и сосны остались листья.)
– На что похожи листья сосны и ели?
(На иголки)
Дети трогают ветки руками.
– Какие иголки у хвойных деревьев?
(Острые, колючие).
– Ребята, хвоинки можно растереть и понюхать, они пахнут. (У них своеобразный запах, так и называется хвойный запах)
– Ребята, мы зимой к Новому году наряжаем лесных красавиц елок.
6. Беседа о елочных игрушках
– Чем люди украшают елку?
(Игрушками и даже шишками хвойных деревьев)
– Из чего могут быть сделаны елочные игрушки?
(Из стекла, пластмассы, бумаги).
– Ребята, еще в прошлом году Дед Мороз оставил волшебный сундучок с елочными игрушками, сделанными из разного материала. Какая игрушка вам на ощупь понравится, ту и достанете.
– Алина, ты что достала? (Шарик)
– Из чего он сделан? (Из стекла)
– Если шарик сделан из стекла, значит, он какой (Стеклянный шарик).
– Альберт, ты какую игрушку достал (Фонарик)
– Из чего он сделан? (Из бумаги)
– Если фонарик сделан из бумаги, значит он какой (Бумажный фонарик).
– Данил, ты какую игрушку достал (Сосульку)
– Из чего сосулька сделана? (Из пластмассы)
– Если сосулька сделана из пластмассы, значит она какая (Пластмассовая сосулька).
(Дети по очереди достают из “волшебного сундучка” елочные игрушки, называют материал, из которого они сделаны и вешают на елку)
– Какая нарядная стала елка. Каких игрушек на елке получилось больше: пластмассовых или стеклянных?
(Стеклянных)
7. Знакомство с профессией стекольщика-выдувальщика
– Действительно, стеклянных игрушек больше? А знаете люди какой профессии их изготавливают? Стеклянные елочные игрушки изготавливают стекольщики – выдувальщики, или по-другому еще их можно назвать стеклодувами. Они разогревают стекло в специальной печи и выдувают из стекла красивые игрушки.
А кто разукрашивает, разрисовывает, делает их красивыми?
(Художники)
– Какая красивая, нарядная у нас елка! Кто может рассказать стихотворение о елке.
Дети рассказывают стихи
8. Разрезные картинки
– Ребята, я хотела вам показать, как люди радуются Новому году, как готовятся, но у меня только разрезные картинки. Попробуем с вами сделать их целыми. Я положила части картинок в разноцветные конверты. Кому, какой конверт нравится, такой и возьмите.
(Дети составляют разрезные картинки и рассказывают, что получилось).
9. Итог
– О чем мы сегодня говорили?
Правильно о лиственных и хвойных деревьях, строили деревья из палочек, о елочных игрушках и о людях, которые делают стеклянные елочные игрушки, украшали елку, составляли картинки из частей.
– У нас получилась красивая елочка. Хотя она искусственная, но почти ничем не отличается от настоящей, от той, которая растет в лесу. Чтобы в лесу вырастить елку такого роста, как вы, надо примерно столько же лет за ней ухаживать, сколько вам лет.
Ребята, дома тоже можно ставить искусственную елку, и она будет такая же красивая, нарядная, будет также радовать нас. А после праздника ее можно убрать до следующего Нового года. Так мы и лес сохраним.