Задачи мероприятия:
- Развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.
- Способствовать активизации познавательной деятельности.
- Знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны и кто их придумал?
Они возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, то его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.
Давайте и мы отгадаем несколько загадок.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь – останешься жить, а нет – пеняй на себя! Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины – сфинкс – задал царю Эдипу трудную загадку: “Утром на четырех, в полдень на двух, а вечером на трех ногах. Кто это такой?” Эдип разгадал: “Маленький ребенок ползает, на двух ногах – взрослый человек, а на трех ногах – старец с палочкой!” Побежденный сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился. Древние люди хотели этим сказать, что человек может разгадать любую тайну природы.
Давайте вспомним сказки, в которых главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь.
(Учащиеся называют сказки)
Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом досугового развлечения.
Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: “Без лица в личине”. Предмет, который загадан, “лицо”, скрывается под “личиной” – иносказанием или намеком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.
Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: “Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает”. Что это? (книга)
Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления.
(Учащиеся предлагают свои варианты загадок).
Например:
Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед,
От рогатого берут
И детям дают. (Молоко)
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот. (Клубок)
Другие загадки указывают на происхождение предмета: “От воды родится – воды боится”. (Соль)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш)
Явился в желтой шубке:
Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет:
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад. (Экскаватор)
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)Конь стальной овса не просит,
А пашет и косит. (Трактор)Жужжит, но не летает,
От пыли дом спасает. (Пылесос)
Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще с живым существом. Например: “ На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются”. (Глаза)
Или: Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого.
Что ни шаг – то овраг. (Лестница)Два братца пошли на реку купаться. (Ведра)
Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь)
Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов: “Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали. Только водитель не спал.”
Вопросы: Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?
(Водителя звали Толя (Толька), номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо).
Загадки-шутки основаны на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: “Бежало сорок волков, сколько у них ушей, хвостов?” (Ни одного, у шей хвостов не бывает)
С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический. Например, о животных, о растениях, о транспорте и т.д. Я предлагаю вам разгадать “Цветочный кроссворд”
По горизонтали:
3. Он стоит на тонкой ножке,
Словно аист, в поле чистом,
И накрылся, как шапчонкой,
Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик)7. У реки, на лугу
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха)
По вертикали:
1. Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки)2. Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лесе,
Солнечной лужайке и реке. (Ландыш)4. Твой глазок на ножке твердой
Затерялся в колосках.
Все же ты, красавец гордый,
Гость ненужный на полях. (Василек)
5. На лугу со всех сторон
Легкий-легкий,
Тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон. (Колокольчик)6. Белая, пушистая,
Густая и душистая
Завесила село –
Как будто подморозило.
Как будто сад и озеро
Метелью занесло. (Черемуха)8. Этот цветок называют звездой.
Так бы его вы назвали и сами,
В нем лепестки разбежались лучами
От сердцевинки, совсем золотой. (Астра)
У каждого жанра в фольклоре был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился в 1847 г.). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян. Собирали загадки известные русские фольклористы В.И.Даль, И.А.Худяков, М.А.Рыбникова.
Загадки русского народа
Маленький да гнутенький
Весь дом стережет. (Замок)Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)Стучит, бренчит, вертится;
Ходит весь век, а не человек. (Часы)В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та – на голове.(Чайник)
Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах;
Без счету одежек. И все без застежек. (Кочан капусты)
Существуют готовые рифмованные загадки, в которых вам нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке.
Отгадайте загадки Ирины Ефимовой и Елены Григорьевой. Отвечайте хором.
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой … (велосипед)Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит … (телефон)На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (юла).Идет спокойно, не спеша -
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха).На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс…
Уместил всю землю … (глобус).
Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность.
Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок.
Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью, лаконичностью высказывания. Со временем в них появлялись новые реалии: “Без головы, без языка, а говорит на всех языках” (Радио)
“Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы” Холодильник, “Висит груша – нельзя скушать” Лампочка.
Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:
Что видно только ночью? Звезды
Что за тварь людей питает, а церкви освящает? Пчела
Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:
– Это черная?
– Нет, красная.
– А почему белая?
– Потому, что зеленая. Красная смородина
Некоторые загадки строятся на отрицании:
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. Репа
В некоторых загадках описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от первого лица:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут
Я все терплю и всем добром плачу. Земля
А сейчас вы будете загадывать друг другу загадки, которые вы приготовили к нашему занятию. Подведем итог. Что же такое загадка? Для чего они нужны?
И в заключении нашего занятия я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Призы-загадки”. Игра очень простая. Вы выбираете карточку с загадкой и отгадав ее, получаете свой приз, который лежит в этой коробке. Отгадка является призом вам за работу на занятии.
- Я родственник мячу, куда хочу, туда лечу. Воздушный шар
- Не полезна, но вкусна, детям нравится она. Конфета
- Сам дней не знает, а другим указывает. Календарь
- Маленький Ивашка, деревянная рубашка. Карандаш
Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.