«Когда Бог создавал время, он создал его достаточно».
Ирландская пословица
Одной из форм отклоняющегося поведения является аддиктивное поведение. Аддикция – это уход от реальности посредством изменения психического состояния как определяет это понятие Ц.П. Короленко. Со временем в нашем обществе список способов, с помощью которых человек стремится убежать от «реальности», которая его не устраивает, увеличивается. Выделяют химические и нехимические аддикции. Химическая аддикция – это зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, сигарет). Нехимическая аддикция – это зависимость от поведенческого паттерна, а не от психоактивного вещества. К нехимическим или поведенческим аддикциям относят азартные игры (гэмблинг), сексуальную, любовную аддикции, аддикцию отношений, работоголизм, аддикцию к трате денег, аддикция упражнений (спортивная), духовный поиск, ургентную аддикцию и др.
В настоящее время ургентная аддикция является очень распространенной и все больше привлекает к себе внимание не только научного сообщества, но СМИ.
Что же такоеургентная аддикция?
Впервые термин «ургентная аддикция» введен Н.Тасси в 1993 году. Ургентная аддикция (лат. urgens, род. п. urgentis – срочный, неотложный, от urgere – спешить) – зависимость от состояния постоянной нехватки времени. Состояние обусловлено сверхзанятостью, необходимостью принимать участие во многих видах деятельности, ускорением темпа жизни, общей гиперстимуляцией.
Психологические механизмы, лежащие в основе зависимости: человек испытывает тревогу, страх того, что он не делает чего-то очень важного для карьеры, семьи, сохранения социального статуса. Отрицательные эмоции при этом более интенсивны и состояние нехватки времени воспринимается как избавление от худшего.
В современной культуре ургентная аддикция формируется у большого количества лиц самых разнообразных профессий: бизнесменов, сотрудников различных фирм, студентов, преподавателей, ученых, а также и учителей. Множество специалистов испытывают давление времени, оказываются во временной ловушке, не осознавая полностью серьёзности ситуаций и её неизбежных последствий.
Многие из нас становятся заложниками нашего века скоростных технологий и стремительного развития. Нас всюду торопят: «быстрее-быстрее…». Нам всем приходится выполнять всё большее количество задач в более короткие промежутки времени.
Заложником ургентной аддикции становятся незаметно. Люди подвергаются влиянию внутренних и внешних факторов. В случае благоприятного стечения обстоятельств возникает ощущение возможности справиться с увеличивающимся количеством задач и обязанностей. Тогда человек чувствует себя полным сил и энтузиазма – всё выглядит обещающе привлекательно: перспективы увеличения зарплаты, успешной карьеры, больших возможностей выбора. Со временем ситуация постепенно меняется: обязанностей становится больше, свободное время стремительно сокращается, времени на выполнение поставленных задач начинает не хватать. Появляется страх «не успеть». И в итоге чаще «крутится в голове» или говорится фраза: «у меня нет времени». Это относится, прежде всего, не к работе, а к сфере межличностных, особенно внутрисемейных отношений. Отсутствие времени ограничивает возможности продуктивных неформальных контактов с близкими людьми.
Ургентный аддикт часто убеждает себя в том, что он способен контролировать время и справиться с ещё большим ускорением, если он лучше самоорганизуется, «возьмёт себя в руки», не будет отвлекаться по мелочам и.т.д.
Человек с ургентной зависимостью переживает время по-другому, по сравнению с обычным человеком, который специально не фиксирован на нём. Для ургентного аддикта время становится тираном, распоряжающимся его жизнью и контролирующим её.
Человеку с такой зависимостью присущи следующие личностные характеристики:
– желание контролировать время и осознание
невозможности подчинить себе ход событий;
– игнорирование прошлого, вытеснение в
бессознательное эмоционально насыщенных
переживаний;
– страх будущего;
– стремление откладывать на будущее, обычно
неопределённое, реализацию своих целей и желаний
в сочетании с чувством того, что время уходит,
страх не успеть
– выполнение профессиональных обязанностей в
ущерб удовлетворению потребностей в отдыхе и
межличностных отношениях;
– принятие абсолютно всех требований,
касающихся профессиональной деятельности;
– потеря способности радоваться жизни в
настоящем, «зацикленность» на задачах будущего
или неудачах прошлого.
Ургентная зависимость постепенно порабощает весь внутренний мир человека так, что он перестает быть самим собой. Ургентные аддикты порой сами понимают, что они потеряли способность помечтать, представить что-то приятное. Человек «прилипает» к навязанному ему ритму и в итоге отвлекается от своих внутренних часов. Нарушенная синхронизация с природным ритмом сопровождается психоэмоциональным напряжением, которое становится хроническим и привычным. То есть речь идет о зависимости к хроническому стрессовому состоянию. В связи с этим у ургентных аддиктов появляются проблемы с соматическим здоровьем, так как их организм находится в стрессовом состоянии, страдает от переутомления. Например, у них появляются проблемы со сном: прерывистый сон, сложности при засыпании, сон не приносит достаточного отдыха. Теряется способность получать удовольствие от спокойного созерцания происходящих вокруг событий, к расслаблению, умению отдыхать. Ослабляется способность к творчеству. В результате постепенно утрачивается способность ощущать красоту природы, воспринимать гамму красок окружающего мира, получать удовольствие от чтения, посещения театра, прослушивания музыки.
У ургентного аддикта нередко выявляется отчётливая тенденция к подчиняемому, уступчивому поведению. Эта тенденция формируется, как правило, задолго до развития ургентной аддикции и создает для последней благоприятную почву.
В результате постепенно утрачивается способность ощущать красоту природы, воспринимать гамму красок окружающего мира, получать удовольствие от чтения, посещения театра, прослушивания музыки.
Исследования О.Л. Шибко показали, что ургентная аддикция чаще всего наблюдается у мужчин периода поздней взрослости (41-55 лет) и у женщин периода средней взрослости (26-40 лет).
В результате исследований О.Л. Шибко, были выделены характерные стили саморегуляции произвольной активности у лиц с ургентной аддикцией:
«Планирующий»: инициативен в постановке целей, однако ему трудно определить, насколько принятая цель соответствует реальным условиям её достижения. Такой человек осознаёт рассогласование между поставленными задачами, ходом деятельности и её результатами, но при этом он не принимает решения об исправлении ошибок, не анализирует их причины. Ему легче отказаться от поставленной цели и выдвинуть новую, чем анализировать причины, из-за которых результат не достигнут. Планирующий ургентный аддикт постоянно занят – в основном, планированием своей деятельности. Он проявляет признаки тревожности в ситуациях необходимости изменить тактику реализации поставленной задачи либо в отношениях с людьми, изменить программу деятельности на этапе ее реализации. В ситуации, когда необходимо решить несколько задач в ограниченный промежуток времени, у человека появляется страх не успеть сделать то, что от него требуется. Он, скорее, будет запугивать себя теми нежелательными последствиями, которые могут произойти в случае невыполнения поставленной задачи, чем попытается спокойно проанализировать ситуацию и скорректировать свои действия в соответствии со сложившимися обстоятельствами.
«Работоголик» или немоделирующий: активно выдвигает цели и даже пытается их реализовать, но не учитывает при этом внутренних условий и внешних обстоятельств деятельности. Поглощённый добросовестным выполнением своих обязанностей, он может не обратить внимания на изменившуюся ситуацию и будет руководствоваться изначально поставленной целью, действовать по ранее разработанной программе. Ургентный аддикт-работоголик не всегда учитывает мнение коллег, требования руководства, советы близких, не принимает во внимание интересы окружающих. Тем не менее, он демонстрирует развитость процессов самоконтроля и оценки результатов даже в состоянии сильного эмоционального напряжения.
«Торопливый» или негибкий: отличается высокой степенью самоорганизации. Он легко включается в процесс поставленных перед ними или сформулированных самостоятельно задач, проявляет инициативу, внимание к деталям. Вместе с тем, такой человек испытывает трудности в разработке программы действий в соответствии с конкретной целью деятельности. Сотрудник более склонен искать подобную ситуацию с уже известной программой действий в предыдущем опыте, чем экспериментировать в новых обстоятельствах. В реализации своей деятельности он уделяет большое внимание контролю, проявляет настойчивость в достижении цели при возникновении помех.
Как справиться с ургентной аддикцией?
- Необходимо прислушаться к своему организму, к полному восприятию окружающего мира, к функционированию внутренних биологических часов. Важно приобрести потерянную на каком-то этапе жизни способность чувствовать и переживать настоящее.
- Важно восстановить связь с природой, близкими, друзьями.
- Находите время для себя, время, чтобы заниматься тем, что действительно нравится, доставляет удовольствие.
- Нужно избавиться от страха перед неупорядоченным, не заполненным какой-либо работой временем, и уметь использовать его для отдыха, творчества или получения удовольствия от «ничегонеделания», не испытывая при этом чувства вины.
- Запланировать свой отдых – поездку на природу, сходить в гости, в театр, музей, прочитать любимую, интересную книгу, то есть сделать все что угодно, когда-то давным-давно отложенное из-за «необходимости» уделять своё время работе.
Список используемых источников:
1. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие)
аддикции (обзор)./ Егоров А.Ю.// Аддиктология.
– 2005. – № 1. – С. 65-77.
2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.
Социодинамическая психиатрия. – М.: 2000. – 460 с.
3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.
Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск: 2001.
– 251 с.
4. Шибко О.Л. Диагностика ургентной
аддикции. / Шибко О.Л. // Психологический журнал. –
2008. – № 1. – С. 23-33.
5. Шибко О.Л. Типология стилей саморегуляции
произвольной активности у лиц с ургентной
аддикцией. / Шибко О.Л. // Философия и
социальные науки. Научный журнал. – 2007. – №1.
– С. 71-75.