Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям.
И.С. Якиманская [4] отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Выделим две основные идеи. Во-первых, необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств ИКТ способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ.
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, цифровые образовательные ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций -локальные компьютерные сети или Интернет. Среду, складывающуюся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, можно назвать информационно-коммуникационной образовательной средой (ИКОС). В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности. Все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого -его потребностей, способностей, активности, интеллекта и др. .[2]
Наличие информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.
Новые информационные и коммуникационные технологии, как отмечают Л.Ю. Невуева и Т.А. Сергеева [3], окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если будут включены в соответствующую их возможностям модель обучения. Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых образовательных результатов -приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально (по целевому основанию) изменить образовательную деятельность, в которую включаются.
На своих уроках используем мультимедийный учебно-методический комплект “Уроки Кирилла и Мефодия”. Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения. Комплект содержит наборы учебных медиаобъектов к урокам по различным предметам обучения и простую эффективную систему управления учебным процессом, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Применение таких пособий на уроках позволяют быстро подготовить и организовать различные формы обучения на занятиях: наглядные демонстрации нового материала, интерактивные практические занятия по отработке умений и закрепления знаний. Кроме этого использую на уроках математики, русского языка и окружающего мира мультимедийные приложения с готовыми презентациями, интерактивными плакатами, тренажерами, модулями для уроков из серии “Уроки с применением компьютерных технологий” как для повторения и контроля знаний,так и для представления нового материала. В электронных сборниках содержатся тесты, филворды, кроссворды, логические задания, готовлю свои презентации. Мультимедийная презентация – сложный информационный объект (существующий в пространстве и времени урока). Презентация состоит из слайдов-особых информационных объектов, выводимых на экран в виде иллюстрации (плакатов, таблиц), либо последовательно, либо по частям(линейно или многослойно)в последнем случае имеем интерактивный или анимированный плакат.
На уроках физики и информатики используем сборник с мультимедийным приложением к каждому уроку — где содержатся информационные материалы, проблемные вопросы, видеофрагменты с показом физических опытов, тестовыен задания разной степени сложности как базового, так и повышенного уровней, уроки Кирилла и Мефодия” Для учителя это очень большое подспорье. Однако, перед учителем стоит сложная задача:чтобы в процессе урока произошло интегративное слияние психолого– педагогических целей учителя и учеников, уровня развития детей и особенности восприятия ими визуальной информации на уроке с содержанием и эффектами презентации. В.Н.Погодин, исследовавший особенности конструирования современного мультимедийного урока, отмечает, что ИКТ-компонент на уроке – это скорее ассситент, который постоянно под рукой, партнер, позволяющий обустроить урок более интересно и продуктивно, поэтому применение техники не доминирует на уроке, но подчиняется целям и задачам поставленным учителем при изучении той или иной темы.[1]
Огромную роль играет использование цифровых образовательных ресурсов сети Интренет. Учителю предоставляется возможность использования практически любой необходимой информации для обеспечения образовательного процесса. Приложение 1
Использование электронных образовательных ресурсов имеет ряд особенностей: 1) повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности; 2) повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения; 3) возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся; 4) достижение полной индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для ученика способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически), 5) возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения; 6) реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы; 7) обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам.
Опыт использования
мультимедийных презентаций, различного рода электронных приложений позволило обеспечить на уроках:- повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;
- дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению;
- мотивацию учителей начальной школы к использованию на уроках в начальной школе современные электронные образовательные ресурсы;
- снижение временных затрат при подготовке к урокам и во время уроков;
- реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы.
- приобщение младших школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.), познавательной мотивации, регуляции собственной деятельности на статистически значимом уровне;
- овладение компьютером как средством получения нового знания становится критерием конкурентоспособной личности, что осознается сегодня как самим ребенком, так и его родителями;
- новые технические и программные средства современных компьютеров способствуют реализации индивидуальных образовательных маршрутов в тех ситуациях, когда темп продвижения в предметных областях отдельного ребенка не совпадает с темпом продвижения всего класса;
- внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет современному учителю приобрести новые профессиональные компетенции, что качественно изменяет педагогическую культуру;
- изменения в практике учебной деятельности в условиях электронной среды напрямую зависит от подготовки учителя не только как пользователя ПК, но и от его личной мотивации, уровня понимания педагогом психолого-педагогических основ построения учебного процесса, умений создавать комфортную учебную атмосферу, снимать тревожность и напряженность учащихся, создавать ситуацию успеха для каждого школьника.
Электронный приложения позволяют учителю визуализировать процесс познания, стимулировать интеллектуальную деятельность детей. Благодаря хорошо организованной информационной среде урок становится качественно новым, более интересным как для ученика, так и для учителя. [5]
Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.
Список литературы
- Аржевская С.А.,Белых Т.В. .[и др.]. – М.: “Планета”;2010. – 192 с. – (Современная школа)
- Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.
- Невуева Л.Ю., Сергеева Т.А. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств // Информатика и образование. 1990. № 3.
- И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- http://nachalka.infou.asp.