Урок обучения грамоте в 1-м классе "Звуки [м], [м'], буквы Т, т"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: усвоение нового материала.

Форма урока: классно-урочная.

Цель: познакомить с о звуками [т ], [т ’], буквами Т, т.

Задачи:

  1. Учить различать понятия «звук», «буква».
  2. Развивать фонематический слух, связную речь, способствовать грамотному обогащению словарного запаса.
  3. Развивать познавательный интерес, воображение, совершенствовать умение доказывать и аргументировать.
  4. Приобщать к жизненноважным коммуникативным навыкам (общение, работать сообща для достижения общей цели, умение стать на точку зрения другого, умение слушать).
  5. Знакомить с населёнными пунктами Новосибирской области; избегать переутомления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ведущая технология на уроке: интерактивно-коммуникативная.

Методы: наглядно-иллюстративные, словесные, частично-поисковые, игровые, работа с учебником, со справочником, с картой.

Приёмы: проблемные вопросы, эвристическая беседа, проговаривания, повторения, работа со словами.

Оборудование:

  • комплекс, состоящий из мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера с лицензионным программным обеспечением;
  • значки звуков, карта Новосибирской области, справочник;
  • макет торта, цветочки.

Предполагаемый результат: учащиеся отличают звук от буквы.

Ход урока

Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Фотографии с урока
1. Организационный этап.
Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию, учить проверять рабочее место. В наше Содружество «МЫ – семья» пришли гости. Давайте поприветствуем их. Проверьте своё рабочее место. Настройтесь на рабочий лад. Здороваются, проверяют рабочее место.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Повторить изученный материал. Делимся 3 группы по рядам: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

Давайте повторим звуки. Обсудите, на какие они группы делятся. Скажите, какие звуки мы сейчас изучаем?

1 ряд – слово с парным согл. звонким вначале.

2 ряд – слово с парным согл. глухим вначале.

3 ряд – слово с парным согл. мягким вначале.

Сегодня мы продолжаем изучать парные согласные звуки.

Делятся на 3 группы, обсуждают, выбирают отвечающего.
3. Этап усвоения новых знаний.
Познакомить с новыми звуками и буквой. 1. Пройдите на свои места. Я скажу слово, а вы определите последний звук: прут. Просигнализируйте кружком и дайте ему характеристику.

Скажите, а какое значение имеет слово прут? Что нужно делать? С помощи, каких слов можно проверить?

Подберите однокоренное слово, чтобы этот звук изменился.

Покажите значок и скажите, как изменился звук т в слове прутик, что с ним произошло?

2. А кто знает, как выглядит печатная буква? Изобразите, как можете.

3. А как произносится?

4. Откройте справочники, найдите эту букву в алфавите.

1. Работают со значками – звуками.

2. Изображают из подручных предметов; с помощью пальцев, своего туловища.

3. Произносят.

4. Работают со справочником.


4. Этап закрепления новых знаний.
Закрепить изученный материал на основе применения его на практике. 1. Откройте учебники на стр. 102.

2. Работаем со схемами.
Хором произнесём название животного. Назовите первый звук, обозначьте значком.
Хором произнесем название музыкального инструмента.
Назовите первый звук, обозначьте значком.

3. Прочитайте слова (1-2 ст.).
Попытайтесь во втором столбике определить лишнее, подготовьте доказательство.

4. Встаньте те ребята, у кого у нас фамилии начинаются на букву Т?
Назовите первый звук своей фамилии.

5. Объединитесь в группы и найдите на карте новосибирской области населённые пункты.

1. Работают с учебником

2. Обозначают значком и произносят:
- Тигр – [т’].
- Труба – [т].

3. Читают слова, определяют.

4. Встают 2 ученика: Тирских Анна, Тропин Марк и называют.

5. Работают с картой. Находят города: Тогучин и Татарск.


Физкультурная минутка.

4. Этап закрепления новых знаний.
  6. Ребята, а какие сегодня у нас важные праздничные события?
Какие праздничные блюда можно приготовить на букву Т?

7. Торт – праздничное блюдо, а какое слово спряталось рядом? (Торты.)
(Если ударение называют неправильно, не называю правильный вариант.)

8. Выполните звуко-буквенный разбор, не забудьте поделить на слоги и позвать ударение.
Давайте спросим у гостей их мнение.
Кто из вас посещает электронный словарь? А теперь посмотрим в словаре ударений в интернете.
Торты – ударение падает на первый слог.

6. Посвещение в гимназисты и день рождение Златы.

7. Называют.
Называют варианты слов.

8. 2 ученика у доски.

 

 

 

 

5. Этап подведения итога, рефлексия.

Создать внутренний комфорт, повысить самоуверенность, улучшить настроение, настроить на праздник. Какую новую букву изучили? Какие звуки она обозначает?

На уроке труда вы прикрепляли на карточки бантики, эти карточки я соединила и … посмотрите, что получилось? (Торт.)

А сейчас вы украсите торт. Я говорю вам маленькме загадки, а вы называете отгадки. Все отгадки будут на букву Т.

Предмет посуды (тарелка).
Военная техника (танк).
Домашняя обувь (тапки).
Пляска (танец).
Сельскохозяйственная машина (трактор).
Смесь из которой пекут торт (тесто).

Посмотрите, какой получился торт!

У кого улучшилось настроение?

(Выслушиваю ответы, настраиваю на праздник.)

Называют ответы.

Прикрепляют цветочки на коржи торта.