Цели урока:
- Образовательная: уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени; сутки, неделя, месяц, год; учить преобразовывать единицы времени из мелких в крупные, из крупных в мелкие; учиться пользоваться табелем – календарём; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и
- умение решать задачи по теме; умение рассуждать, наблюдать;
- Развивающая: развивать познавательный интерес, мышление учащихся;
- Воспитательная: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к предмету, бережное отношение ко времени.
Оборудование: компьютер; мультимедиа-проектор; Презентация «Единицы времени. Год»; календари; раздаточный материал для учащихся: карточки для устного счета, математической шифровки, для игры « Машина времени», тесты; музыкальное сопровождение (Приложение 1).
ХОД УРОКА
Слайд 1
I. Оргмомент
Слайд 2
Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
– Как вы понимаете ломать голову?
II. Психологический настрой учащихся
Слайд 3
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:
«Незнающие пусть научатся, а знающие пусть вспомнят ещё раз».
Условия успеха каждого ученика:
- Быть внимательным, самостоятельным.
- Не оставлять вопрос без ответа.
- На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.
III. Устный счёт
1. Покажи умение и сноровку. Расшифруй математическую шифровку. Работа в группах.
«Математическая шифровка»
Проверка
1 группа (Слайд 4)
2 группа (Слайд 5)
3 группа (Слайд 6)
Ответ на математическую шифровку (Слайд 7)
2. Задача на смекалку
Слайд 8
В одном классе учатся 3 мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Какой цвет волос у каждого из мальчиков?
3. Задача «Ты и твоё здоровье»
Слайд 9
В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий .Они вырабатывают витамины, помогают усвоить пищу, в определённой мере защищают кишечник от вторжения микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие эффективные способы лечения гриппа вам известны?
Итог устного счёта – Слайд 10
IV. Музыкальная физминутка (зарядка для глаз)
Слайд 11
Из коллекции физминуток Галкиной И.А.
Глазки наши, отдохните,
Под ресничками вздремните
А теперь взгляните вдаль (1, 2, 3, 4, 5)
А потом на парту (1, 2, 3, 4, 5)
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз
Теперь вперёд
Продолжаем наш урок.
V. Работа над новой темой
1. Изучение времён года
Слайд 12
– А время движется вперёд, у нас продолжается
учебный год.
– Какая единица времени прозвучала в строчках?
– Именно о времени, единицах измерения времени
мы сегодня поговорим
Слайд 13
– Тема нашего урока: Единицы времени – год.
– Когда начинается и заканчивается учебный год у
школьников? (Сентябрь – май)
– Как долго он длится? (9 месяцев).
– А что такое год вообще? В этом нам поможет
разобраться сказка В. Даля «Старик-годовик» и
календарь.
Слайд 14
– Что же такое год? (Работа по содержанию и с
календарём).
– Какой секрет заключён в сказке – загадке?
– На какие 4 временных промежутка можно
разбить год? (4 времени года)
– Перечислите
времена года
Слайды 15-18
– Назовите по календарю зимние месяцы, весенние, летние, осенние? (Такое деление месяцев на сезоны условное, т.к. новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца)
Слайд 19
– Назовите месяцы по порядку.
– Вы, наверное, знаете, что каждый месяц содержит
определённое количество дней, которые
собираются в год.
– Посмотрите в календарь и скажите, сколько
месяцев содержат 30 дней? 31 день?
– А какой месяц не имеет постоянного количества
дней? (Февраль).
– А от чего это зависит? (От того високосный
этот год или нет).
Слайд 20
– Если сложить все дни по месяцам, то получится
365 (366)дней.
1 месяц = 30 или 31 или 28 (29) дней.
1 год = 365 (366) дней
Слайд 21
– В обычной жизни мы чаще всего отсчитываем
время неделями, т.е. люди
придумали делить месяц на недели, а в каждую
неделю включили 7 дней.
– А теперь попробуйте разделить неделю на
более мелкие единицы измерения? (Сутки)
– Вы слышали такую пословицу: «День да ночь –
сутки прочь?»
– Что вы поняли о сутках из этой пословицы? (Сутки
прошли, если прошли день и ночь)
– Но отсчитывать время днём и ночью можно только
в жизненных ситуациях, а если речь идёт о
математической точности, то здесь нужен
специальный прибор, который измеряет время.
– Этот прибор мы называем… (часы)
– Существует много различных видов и
разновидностей часов, но у всех одна задача: они
отсчитывают время.
Слайд 22
– Так вот если отмерять сутки по часам, то
длительность суток равна 24 часам.
– Сколько в месяце суток?
– Сосчитайте, сколько в году суток? Год, когда в
феврале 29 суток, называют високосным. Предыдущий
был в 2008 году. Когда будет следующий, если они
повторяются через 4 года.
– И вот так часы, постепенно отсчитывая часы,
сутки, недели, месяцы, сезоны отсчитывают сначала
год, другой и так далее. Время не стоит на месте,
оно уходит, и если вы его не будете беречь, то у
вас получится как у героев сказки о
потерянном времени.
VI. Первичное закрепление
– Ребята, есть, конечно, и другие единицы измерения времени – и большие, и меньшие, но мы с вами должны пока подытожить всё, что вспомнили сегодня о времени.
2. Работа по календарю
– Вспомните, какие дни в каждом месяце вы
любите больше всего? (Выходные)
– Как они обозначены в календаре? (Красным
цветом)
– Обведите все выходные января. Сколько их
получилось? (9)
– А теперь обведите все выходные и скажите, какой
месяц будет содержать больше всего выходных? (Май
и август)
– А ещё вы любите праздники. Найдите по календарю
все государственные праздники и обведите их
красным цветом.
- 1 января
- 7 января
- 23 февраля
- 8 марта
- 1 мая
- 9 мая
- 12 июня
- 4 ноября (День народного единства)
– И важный для каждого из вас – День вашего рождения.
3. Работа по учебнику
Слайд 23
– Давайте теперь отправимся в вашу любимую пору – летние каникулы.
Чтение задачи
– Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом.
XII. Игра «Машина времени»
– А сейчас мы с вами немного поиграем, но прежде мы с вами должны узнать естественно – научное определение временных понятий.
Приложение 3 (Работа по карточкам)
Слайд 24
Задание: Расположите эти названия временных понятий в порядке, возрастания узнав естественнонаучное определение.
Слайд 25
Слайд 26
– Какие из этих единиц времени являются:
– космическими (природными)?
– созданными человеком?
Космическое время: год, месяц, сутки.
Создал человек: век, час, неделя, секунда, минута.
XIII. Музыкальная физминутка «Часики»
Слайд 27
IX. Закрепление изученного
1. «Расшифруйте пословицы и поговорки» Перевод
именованных чисел.
Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя на
более крупные единицы времени.
Слайд 28
– Ребята, запишите все переводы
именованных чисел.
– Какое действие выполняем, переводя
именованное число в более крупную единицу?
– Какое действие выполняем, переводя
именованное число в более мелкую единицу?
– Как вы понимаете данные пословицы? Какие из
них будут полезны всем школьникам?
2. Тест «Единицы времени» под музыкальное сопровождение Слайд 29
Приложение 4 (Вариант 1)
Приложение 5 (Вариант 2)
X. Подведение итогов урока
Взаимопроверка в парах «Оцени работу друга»
Слайд 30
XI. Это интересно
Из «Книги рекордов Гиннесса». Перевод именованных чисел.
Много интересных фактов занесено в «Книгу рекордов Гиннесса». Познакомьтесь с некоторыми из них. Переведите в другую единицу измерения времени выделенные именованные числа:
Cлайд 31
Перефразируя наш сегодняшний эпиграф урока, я думаю, можно сказать:
Cлайд 32
XII. Рефлексия
Слайд 33
(Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им подходят к окончанию урока)
- Урок полезен, всё понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
- Ещё придётся потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться.
XIII. Задание на дом
– Подберите интересные факты о временных данных из жизни растений или животных, придумайте задачу для одноклассников.
Cлайд 34
Литература:
1. Сказка В. Даля «Старик-годовик»
2. «Книга рекордов Гиннесса» http://guinness.h12.ru/rez_sko.htm
3. Флэшки – часы http://runet2010.narod.ru/clock.html
4. Музыкальная физминутка (зарядка для глаз) Из
коллекции физминуток Галкиной И.А.
5. П.Чайковский «Времена года»
6. М.В.Стадник – фрагмент «Единицы времени,
соотношения между ними»
7. Математика 4 класс. Часть 1. М.И. Моро.