Открытый урок по теме "Окислительно-восстановительные процессы"

Разделы: Химия


Цель: расширить и углубить знания об ОВР.

Задачи: научить устанавливать продукты реакции с опорой на схемы, уравнивать методом электронного баланса, раскрыть сущность метода полуреакции и уравнивать этим методом.

Форма обучения: разъяснение, рассуждение.

Методы обучения: словесные, беседы, объяснения, наглядные, компьютерные, лабораторные опыты, практические упражнения.

Применяемые технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, групповые.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение

3. Объяснение нового материала

А) Лабораторный опыт.
Б) Повторение.

4. Задание на дом

Запишите тему сегодняшнего урока, посмотрите на схему на слайде. Какая из реакций является ОВР и почему? Какие реакции мы называем ОВР?

Повторим опорные понятия ОВР. В этих реакциях есть окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Какие же частицы являются окислителями, восстановителями, какие процессы являются процессами окисления и восстановления? Обратите внимание, при окислении степень окисления повышается. А при восстановлении – понижается. Посмотрите на схему. Давайте закрепим эти процессы. На слайде даны схемы процессов. Определите эти процессы и определите число отданных или принятых электронов.

ОВР мы уравнивали методом электронного баланса. Вспомним этот метод.

ОВР очень много. Их классифицируют:

  1. Промежуточные;
  2. Внутримолекулярные;
  3. Диспропорционирования.

Закрепим классификацию:

На окислительно-восстановительные процессы влияет среда:

Сейчас проделаем лабораторные опыты. У вас есть инструкция как их проводить. Обращаю ваше внимание на технику безопасности.

Лабораторный опыт: взаимодействие KMnO4 с Na2SO3 в разных средах.

Обсуждение работы.

А сейчас, пользуясь схемой, запишем уравнения этих реакций и уравняем.

Правило: в кислой среде, если в левой части больше кислорода, то в правой части недостаток кислорода пополняем молекулами воды, а в левой части записываем катионы водорода.

Домашнее задание: параграф 11, стр. 107 – 110. Уравнять двумя способами:

Ca + HNO3 (разб.)  Ca(NO3)2 + N2O + H2O

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 11 класс Дрофа 2005.
  2. Богданова Н.Н., Мещерякова Л М. Сборник тестовых заданий Москва 2006.
  3. Хомченко Г.П. Пособие для поступающих в ВУЗы Высшая школа 1995.
  4. Лидин Р.А. Справочник школьника «АСТ-ПРЕСС» 2001.
  5. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.