(Слайд 1)
Цель: закрепить приемы умножения и деления чисел на 10, 100.
Задачи:
- формировать вычислительные навыки;
- развивать познавательный интерес к математике, истории;
- воспитывать внимательность: умение выслушивать задание целиком и действовать согласно заданию.
- корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание
- память.
Оборудование: мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу. (Слайд 2)
II Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы будем закреплять приемы умножения и деления чисел на 10, 100. Гостем на уроке будет еще одна наука. Разгадайте ребус и скажите какая наука будет нашим гостем:
и100рия (Слайд 3)
– Значит, на уроке вы узнаете интересные сведения из истории счета, математики.
III Повторение изученного
Задание 1. Зрительный диктант (слайд 4)
821
851 861 841 831 |
– Прочитайте числа, запомните их.
– Воспроизведите числа каждый у себя в
тетради.
(Слайд 5)
– Расположите их в порядке убывания.
– Чем похожи числа?
– Чем отличаются?
Задание 2. Повторение правила
умножения и деления чисел на 10, 100.
Задание 3. Исторические сведения
(сообщение ученика)
Для чего надо уметь считать? Всегда ли люди
умели считать? (Слайд 6)
– Первобытные люди не умели считать. Учителем
была сама жизнь. Обучение шло медленно. Сначала
наши предки научились из многих предметов
выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада
оленей – одного оленя. Учиться считать требовала
жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться
на крупных зверей. Охотились наши предки
большими группами, иногда всем племенем. Чтобы
охота была удачной, надо было окружить зверя.
Обычно старший ставил двух охотников за
берлогой, четырех – против берлоги, трех – с
одной стороны, трех – с другой стороны. Для этого
он должен был уметь считать, а так как названий у
чисел тогда еще не было, он показывал на пальцах.
Много тысячелетий прошло, прежде чем появились
числа, и люди поняли, что складывать, вычитать,
умножать, делить можно не сами предметы, а числа.
(После прослушивания сообщения, дети должны ответить на вопрос: сколько нужно было человек для удачной охоты?)
IV Закрепление материала
Стр. 126 № 508 2)
3 •10 = 30 60 : 10 = 6 40 : 10 = 4 20 : 10 = 2
30 : 10 = 3 80 : 10 = 8 50 : 10 = 5 100 : 10 = 10
6 • 10 = 60 90 : 10 = 9 70 : 10 = 7 10 • 10 = 100
V. Физминутка
VI. Игра «Математическая цепочка» (слайд 7)
– Решив пример, вы узнаете имя и фамилию автора, первого печатного учебника «Арифметика», по которому обучались дети в школах. Если в ответе получится число 50 – это Михаил Ломоносов, если получится 5 – это Леонтий Магницкий.
500 : 100 • 10 : 10 =
– Значит, автор первого печатного учебника это Леонтий Магницкий. (Слайд 8)
(Учитель знакомит детей с краткими сведениями из биографии Магницкого)
– Он был выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Однажды беседуя с Леонтием Телятиным, Петр I сказал: «Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания, как магнит, быть тебе посему Магницким». Так, Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим учебником. В школах по учебнику Магницкого занимались долгое время и обучались сложению, умножению, вычитанию, делению, устному счету.
– Занимаясь по учебнику Магницкого, дети решали не только примеры, но и задачи. Давайте и мы решим задачу. (Слайд 9)
Задача. «Некий человек продал 2 вещи. За одну взял 35 рублей. За другую же – в 10 раз больше. Сколько стало у него рублей?
VII. Работа по репродукции картины Н.П.Богданова-Бельского «Устный счет»
– Посмотрите, пожалуйста, на картину Богданова-Бельского, на ней изображен урок устного счета. (Слайд 10)
Обратите внимание на детей: некоторые ребята в
лаптях, а у одного и рубаха порвана. Ясно, что
картина не из нашей школьной жизни. Это время
старой, дореволюционной школы, более ста лет
назад.
Художник изобразил крестьянских детей. В то
время мало кто из них мог учиться даже в
начальной школе.
Как вы думаете, что делают здесь ученики? (Что-то
считают).
Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает
мальчик, изображенный на переднем плане картины.
Видно, не легкую задачу дал им учитель. Но,
наверное, этот ученик скоро закончит свою работу,
а ошибки быть не должно: уж очень серьезно
относится он к устному счету. Второй ученик,
который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже
решил, только ответ его не совсем правильный.
Смотрите, учитель слушает ученика, а на лице
одобрения нет. А может быть, учитель терпеливо
ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же
как и первый, поэтому не спешит одобрить его
ответ?
VIII. Итог урока
– Что мы сегодня закрепляли на уроке? Что нового узнали по истории счета, математики?
IX. Домашнее задание (слайд 11)
Стр. 129 № 527.