Цели:
- формирование знаний о правиле сложения чисел с разными знаками, умений применять его в простейших случаях;
- развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
- воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитные карточки, листы на печатной основе
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I.
– Какие числа изучали на предыдущих уроках?
– Какие задания, связанные с положительными и
отрицательными числами вы умеете выполнять?
– Внимание на экран. (Слайд 2)
– Какие числа представлены в таблице?
– Назовите модули чисел, записанных по
горизонтали.
– Укажите наибольшее число, укажите число с
наибольшим модулем.
– Ответьте на те же вопросы для чисел, записанных
по вертикали.
– Всегда ли наибольшее число и число с
наибольшим модулем совпадают?
– Найдите сумму положительных чисел, сумму
отрицательных чисел.
– Сформулируйте правило сложения положительных
чисел и правило сложения отрицательных чисел.
– Какие числа осталось сложить?
– Умеете ли вы их складывать?
– Знаете ли вы правило сложения чисел с разными
знаками?
– Назовите тему урока.
– Какую цель вы перед собой поставите?
II.
Во время I этапа работы с классом учащийся выполняет задание распределить слова на 2 группы (слова на доске на магнитных карточках)
– По какому принципу распределил? На соответствие положительным и отрицательным числам.
Выигрыш проигрыш
Прибыль убыток
Доход расход
Имущество долг
– Применяя данные понятия, найдите результаты
сложения чисел с разными знаками на экране.
– Какие числа являются результатом сложения
положительных чисел, отрицательных чисел?
– Какие числа являются результатом сложения
чисел с разными знаками?
– От чего зависит знак суммы чисел с разными
знаками? (Слайд 3)
– От слагаемого с наибольшим модулем.
– Это как при перетягивании каната. Побеждает
сильнейший.
Физкультминутка
– Поиграем. Представьте, что вы перетягиваете канат.
I вариант – положительные числа , II – отрицательные.
2 + (– 5), – 4 + 1, – 20 + 35, 15 + (– 20), – 7 + 7
С помощью учителя учащиеся выявляют закономерность при нахождении результата суммы чисел с разными знаками.
5 + (– 2) = + (5 – 2) = 3, | 5 | = 5, | – 2 | = 2
5 + (– 6) = – 1, | 5 | = 5, | – 6 | = 6
– Назовите этапы выполнения задания.
На экран выводится алгоритм. (Слайд 4)
– В учебнике прочитайте правило.
– В чём отличие правила, предложенного в
учебнике, от составленного вами алгоритма?
III.
– А сейчас поможем Незнайке получить «5».
Учащиеся выходят к доске, выполняя с пояснениями задания, выведенные на экран.
(Слайды 5-14)
– Молодцы, помогли Незнайке!
– Внимательно посмотрите на 3 последних примера.
В чём их отличие?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Исправь ошибку».
– Измените предложенное равенство так, чтобы получилось верное равенство: – 4 + 3 = 1
Для наглядности используются магнитные карточки с цифрами и знаками действий: 4, 3, 1, 5, 7, – ,+, ( ).
Предложенные варианты: – 4 + 3 = – 1, – 4 + (– 3) = – 7, 4 + 3 = 7, 4 + (– 3) = 1, – 4 + 5 = 1, 4 + (– 5) = – 1
IV.
Обучающая самостоятельная работа на 2 варианта.
– Сейчас вам предстоит пройти вверх по лестнице и не оступиться.
Задание выведено на экран и у каждого
ученика листок с заданием. (Слайд15)
Вычисления учащиеся выполняют в тетради, в
листки вписывают только ответы.
На экран выводится слайд с алгоритмом.
(Слайд16)
Листки сдают учителю.
Ответы выводятся на экран, ошибки учащиеся
исправляют в тетради. (Слайд 17)
– Поднимите руки, у кого верно. (Отметки выставляются только за хороший и отличный результат).
V.
Устная фронтальная работа с комментированием осуществляется через дидактическую игру «Отгадай слово». (Слайд18).
– Итак, это слово «Брахмагупта».
(Слайд19)
– Переведите излагаемые им правила на
современный язык.
– Достаточно ли информации в этих правилах,
чтобы их применять при выполнении заданий?
VI.
Домашнее задание: п.33, №1081 (а-е), 1083, 1103(а)
VII.
– Какую цель сегодня ставили перед собой? Сформулируйте.
На экран выводится правило в стихотворной форме. (Слайд20).
– Придумайте примеры на сложение чисел с разными знаками и задайте любому учащемуся класса.
– Спасибо за урок (слайд21)
Резервные задания (слады 22, 23)