Урок по теме "Сложение чисел с разными знаками"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • формирование знаний о правиле сложения чисел с разными знаками, умений применять его в простейших случаях;
  • развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
  • воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитные карточки, листы на печатной основе

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I.

– Какие числа изучали на предыдущих уроках?
– Какие задания, связанные с положительными и отрицательными числами вы умеете выполнять?
– Внимание на экран. (Слайд 2)
– Какие числа представлены в таблице?
– Назовите модули чисел, записанных по горизонтали.
– Укажите наибольшее число, укажите число с наибольшим модулем.
– Ответьте на те же вопросы для чисел, записанных по вертикали.
– Всегда ли наибольшее число и число с наибольшим модулем совпадают?
– Найдите сумму положительных чисел, сумму отрицательных чисел.
– Сформулируйте правило сложения положительных чисел и правило сложения отрицательных чисел.
– Какие числа осталось сложить?
– Умеете ли вы их складывать?
– Знаете ли вы правило сложения чисел с разными знаками?
– Назовите тему урока.
– Какую цель вы перед собой поставите?

II.

Во время I этапа работы с классом учащийся выполняет задание распределить слова на 2 группы (слова на доске на магнитных карточках)

– По какому принципу распределил? На соответствие положительным и отрицательным числам.

Выигрыш        проигрыш
Прибыль         убыток
Доход              расход
Имущество     долг

– Применяя данные понятия, найдите результаты сложения чисел с разными знаками на экране.
– Какие числа являются результатом сложения положительных чисел, отрицательных чисел?
– Какие числа являются результатом сложения чисел с разными знаками?
– От чего зависит знак суммы чисел с разными знаками? (Слайд 3)
– От слагаемого с наибольшим модулем.
– Это как при перетягивании каната. Побеждает сильнейший.

Физкультминутка

– Поиграем. Представьте, что вы перетягиваете канат.

I вариант – положительные числа , II – отрицательные.

2 + (– 5), – 4 + 1, – 20 + 35, 15 + (– 20), – 7 + 7

С помощью учителя учащиеся выявляют закономерность при нахождении результата суммы чисел с разными знаками.

5 + (– 2) = + (5 – 2) = 3, | 5 | = 5, | – 2 | = 2
5 + (– 6) = – 1, | 5 | = 5, | – 6 | = 6

– Назовите этапы выполнения задания.

На экран выводится алгоритм. (Слайд 4)

– В учебнике прочитайте правило.
– В чём отличие правила, предложенного в учебнике, от составленного вами алгоритма?

III.

– А сейчас поможем Незнайке получить «5».

Учащиеся выходят к доске, выполняя с пояснениями задания, выведенные на экран.

(Слайды 5-14)

– Молодцы, помогли Незнайке!
– Внимательно посмотрите на 3 последних примера. В чём их отличие?

Далее учитель проводит дидактическую игру «Исправь ошибку».

– Измените предложенное равенство так, чтобы получилось верное равенство: – 4 + 3 = 1

Для наглядности используются магнитные карточки с цифрами и знаками действий: 4, 3, 1, 5, 7, – ,+, ( ).

Предложенные варианты: – 4 + 3 = – 1, – 4 + (– 3) = – 7, 4 + 3 = 7, 4 + (– 3) = 1, – 4 + 5 = 1, 4 + (– 5) = – 1

IV.

Обучающая самостоятельная работа на 2 варианта.

– Сейчас вам предстоит пройти вверх по лестнице и не оступиться.

Задание выведено на экран и у каждого ученика листок с заданием. (Слайд15)
Вычисления учащиеся выполняют в тетради, в листки вписывают только ответы.
На экран выводится слайд с алгоритмом. (Слайд16)
Листки сдают учителю.
Ответы выводятся на экран, ошибки учащиеся исправляют в тетради. (Слайд 17)

– Поднимите руки, у кого верно. (Отметки выставляются только за хороший и отличный результат).

V.

Устная фронтальная работа с комментированием осуществляется через дидактическую игру «Отгадай слово». (Слайд18).

Итак, это слово «Брахмагупта». (Слайд19)
– Переведите излагаемые им правила на современный язык.
– Достаточно ли информации в этих правилах, чтобы их применять при выполнении заданий?

VI.

Домашнее задание: п.33, №1081 (а-е), 1083, 1103(а)

VII.

Какую цель сегодня ставили перед собой? Сформулируйте.

На экран выводится правило в стихотворной форме. (Слайд20).

– Придумайте примеры на сложение чисел с разными знаками и задайте любому учащемуся класса.

Спасибо за урок (слайд21)

Резервные задания (слады 22, 23)