Урок "От простого – к сложному". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: настроить ребячьи души, ребячьи мысли на интеллектуальную волну.

Ход занятия

На доске:
            «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы». (Эйнштейн)

Смотрим фрагмент мультфильма «Алиса в стране чудес»

Читаем кусочек текста из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла: «В нескольких шагах от нее сидел на ветке Чеширский Кот.

  • «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?»
  • «А куда ты хочешь попасть?» – ответил Кот.
  • «Мне все равно…» – сказала Алиса.
  • «Тогда все равно, куда и идти», – заметил Кот».

Вопрос к классу: О чем хочет поведать этими словами Кот Алисе и зачем я их вам прочитала в начале урока?

Обсуждение.

Вывод: Да, надо знать цель своей работы. Мы будем сегодня учиться наблюдать. Для нас наблюдать – значит просто замечать. Это умение необходимо в жизни любому человеку. Ученые свою исследовательскую работу начинают с наблюдения. Наблюдение – главный метод исследования на разных этапах развития любой науки. Поэтому постарайтесь сегодня на уроке хотя бы мысленно, а иногда и вслух, начинать свой ответ со слов: «А вот я заметил…»

1. Задание для учащихся. Вычислите устно, предварительно обсудив с соседом по парте.

a) 756 + 20(717 – 417) =
b) 10(717 – 417) + 378 =
c) 8(717 – 417) + 2(717 – 417) + 378 =
d) 20 * 717 + 356 – 20 * 417 + 400 =
(6756)
(3378)
(3378)
(6756)

2. Разбираем решение примеров. Находим закономерности.

3. Задание для учащихся. Выполняем на интерактивной доске и в тетрадях.

Примечание: штриховать разными цветами.

  1. Нарисуйте квадрат 4 * 4 клетки.
  2. Заштрихуйте его половину.
  3. Заштрихуйте еще одну четверть.
  4. Заштрихуйте еще одну шестнадцатую.
  5. Посмотрите и дайте ответ:

(1) 1/2 + 1/4 + 1/16 =
(2) 1 – (1/2 + 1/4 + 1/16) =

4. Решите уравнения самостоятельно:

1) х + 1/4 = 1
2) х + 1/4 = 1/2
3) 1/2 – х = 1/4
4) х + 1/16 = 1/4
5) 1/4 – х = 1/16
6) х : 2 = 1/4
7) х : 1/4 = 2
8) х : 4 = 1/16
9) х : 1/16 = 4
10) 1/4 : х = 1/16

5. Разбираем решение уравнений.

6. Вычислите: (13/5 + 1/10 + 2/5) : 21 + 1/2 : 5 – 1/5 : 2 =

Примечание: Ребята с дробями еще не знакомы! Урок дается задолго до изучения темы «Обыкновенные дроби и действия с ними».

7. Инсценировка сказки «Как съесть целый торт» по книге Л. Гендельштейна «Алиса в стране математики».

8. Историческая справка о бесконечной делимости.

9. Домашнее задание. Придумать свои задачи с квадратом 3 * 3 клетки или 5 * 5 клеток.

Примечание для учителей: Не бойтесь экспериментировать! Важно показать ребенку путь открытий, дать ребенку самому сделать свое первое открытие. Подобранные задания выполняют познавательные и воспитательные функции. Ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы и способы решений, рассуждений; развивается логическое мышление, развивается смысловая и образная память, формируется умение работать с нестандартными задачами, обязательность четкого, правильного и наиболее полного объяснения решения той или иной задачи, также является положительной чертой. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои умения и навыки.