Здоровье детей является важным аспектом для здоровья всего человечества в целом. Так как все то, что закладывается в детстве, человек переносит во взрослую жизнь. В современном мире могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди. Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым.
«Здоровый образ жизни – путь к успеху» – под таким девизом живет наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей. От того, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое.
Система работы с детьми в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. В работе педагоги используют методики различных авторов, в том числе систему оздоровления дошкольников «Здоровячок» авторов Т.С.Никаноровой, Е.М.Сергиенко.
На занятиях детям сообщаются новые сведения и закрепляются полученные представления. Закрепляются представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия строятся как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
Коллектив МДОУ ставит перед собой следующие задачи:
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;
- повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
- обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- овладение детьми навыками здорового образа жизни.
Основные направления:
- оздоровительное;
- физическое развитие;
- эмоциональное благополучие;
- валеологическое.
Поэтому основной целью работы в нашем ДОУ является воспитание физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечение его психического благополучия, а также формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье. Таким образом, в ДОУ физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Наше ДОУ уже несколько лет осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Планируя здоровьесберегающие технологии, мы выделяем:
- формы работы
- время проведения в режиме дня
- возраст детей
- особенности методики проведения
Педагогический коллектив обеспечивает:
1. Использование технологий на занятиях:
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
2. Обеспечение здорового ритма жизни:
- щадящий режим (адаптационный период);
- гибкий режим;
- наличие физкультурных уголков в группе;
- строгое соблюдение двигательного режима в течение дня;
- обеспечение благоприятного психологического климата;
- коррекция одежды в зависимости от температуры воздуха.
3. Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- подвижные динамические, спортивные игры;
- бодрящая гимнастика после сна;
- спортивные праздники и развлечения.
4. Спецзакаливание:
- закаливание;
- дыхательная гимнастика;
- обширное умывание;
- хождение по «дорожкам здоровья»;
- полоскание горла и рта.
5. Психогигиенические мероприятия:
- элементы аутотренинга и релаксации;
- психогимнастика;
- элементы музыкотерапии.
Традиционным мероприятием в зимний период стало проведение «Недели здоровья», в которой активно задействованы все участники педагогического процесса: дети, педагоги, родители. Реализуя задачи всех десяти образовательных областей, воспитатели максимально интересно и содержательно проводят эту неделю. Во всех группах, в соответствии с возрастом детей, проходят самые различные мероприятия по теме недели. Бесспорно, знания о здоровом образе жизни, о правильном питании и пользе витаминов, о роли спорта для нашего здоровья, о необходимости соблюдения правил гигиены и т.д., помогут нашим детям расти более крепкими и здоровыми.
Тематическая неделя включает:
- День чистоты и опрятности.
- День здорового питания.
- Знакомимся со строением организма.
- День хорошего настроения.
- День физкультуры и спорта.
Заканчивается «Неделя здоровья» большим музыкально-спортивным праздником на свежем воздухе.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, встречи, родительские собрания, спортивные семейные эстафеты. Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна и таким образом приобщают дошкольников к здоровому образу жизни. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. Навыки здорового образа жизни формируются и закрепляются в дидактических, сюжетно-ролевых играх, упражнениях, в повседневной жизни.
Педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом в детском саду проводятся профилактические оздоровительные мероприятия, способствующие повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка. Особое значение в воспитании детей придаётся развитию движений через подвижные игры, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Физкультурные занятия во всех возрастных группах проводятся 3 раза в неделю. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.
Примерные комплексы гимнастики после сна (лежа в постели).
Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстро прийти в бодрое состояние и настроение.
Проснувшись, улыбнуться. Затем, лежа на спине, дети растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями растирают ушные раковины, круговыми движениями по часовой стрелке поглаживают живот.
Потом дети отбрасывают одеяло и закрываются одеялом (элемент оздоровительного закаливания).
Убирается из-под головы подушка, одеяло откидывается, и выполняются упражнения лежа на спине, темп медленный и (или) средний.
Комплекс 1.
- И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Спокойно сделать вдох и выдох (количество произвольное).
- И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Потянуться, руки вверх. (2 раза)
- И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки вверх. (2 раза)
- И.п.: лежа на спине, руки вверху. Повернуться на правый бок, затем на левый бок. (2 раза)
- И.п.: лежа на спине, руки под голову. Потянуть правую ногу пяткой вперед, носок на себя. То же левой ногой. (по 4 раза)
- И.п.: лежа на спине, руки вверху. Опустить руки вдоль туловища, вернуть в И.п. (5 раз)
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутую в колене ногу. Вернуться в И.п. То же с другой ногой. (3 раза каждой ногой).
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутые в коленях ноги, подбородок прижать к коленям и сделать несколько покачиваний – «Орешек» (2 раза)
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать вдох-выдох.
Комплекс 2.
- И.п.: лежа на спине, руки под голову, ноги прямые. Отведение и приведение стоп (10 раз)
- И.п.: то же. Попеременное отведение и приведение стоп (10 раз)
- И.п.: то же. 1 – поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут), 2 – И.п., 3 – поднять левую ногу, 4 – И.п.. (12 раз)
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – опираясь на руки и пятки, поднять таз вверх. 2 – И.п. (6 раз)
- И.п.: лежа на спине, руки под подбородком. 1 – поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут) 2 – И.п., 3 – поднять левую ногу, 4 – И.п. (12 раз)
- И.п.: лежа на животе, руки вверху. «Лодочка» (держать 10 сек.)
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять руки вверх – вдох, 2 – И.п. – выдох (6 раз)
Комплекс 3.
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –поднять руки вверх – вдох, 2 – И.п. – выдох ( 6 раз)
- И.п.: то же. 1 – сгруппироваться (обхватить руками колени, подбородок прижать к коленям), 2 – И.п. (6 раз)
- И.п.: лежа на спине, руки за головой. Выполнять скрестные махи ногами – «Ножницы» – 10 сек., отдых – 5 сек. (4 раза)
- И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 – опустить колени на кровать вправо, 2 – И.п.; 3 – то же влево, 4 – И.п.. (10 раз)
- И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Выполнять упражнение «Коробочка» (2 раза)
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять руки вверх – вдох, 2 – И.п. – выдох. (6 раз).