Урок "Решение систем линейных уравнений с двумя переменными". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели:

  • Образовательная: закрепление, систематизация и обобщение знаний о методах решения и исследования системы уравнений, формирование знаний и умений в решении систем уравнений, используя возможности программы «живая геометрия».
  • Воспитательная: привитие интереса к изучаемому предмету; воспитание активности, организованности и взаимопомощи через работу в парах.
  • Развивающая: формирование навыков самостоятельной деятельности,  способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения, выделения главного, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти. Развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, экран, ноутбуки, инструкционная карта.

Тип урока: урок закрепления изученного материала и объяснения нового.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места. Этот урок у нас необычный.
– Ребята, однажды польский писатель Станислав Лем сказал, что для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать. Скажите, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке и чему мы научились? Вы правы, тема и этого урока “Решение системы линейных уравнений с двумя переменными”( слайд1). урок закрепления изученного материала и объяснения нового. Какие цели вы поставите перед собой? На этом уроке мы должны закрепить  основные способы решения систем уравнений, проверить свое умение самостоятельно применять полученные знания, способствовать развитию логического мышления и грамотной математической речи.
– Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (Ответы детей)
– Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.

2. Рефлексия настроения (слайд 2)

1. На слайде появляются смайлики, ученики должны определиться какому смайлику соответствует их настроение и на полях тетради нарисовать данный смайлик.

Затемнение экрана/

2. Французский писатель Анатоль Франс заметил “Чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом”, последуем совету писателя, будем на уроке активны, внимательны, будем “поглощать” знания с большим желанием, ведь они вам  пригодятся. Итак, записываем в тетради число, классная работа, тема урока.
Первое, что нам нужно сделать – это составить план нашего урока.

3. Выполнение графического диктанта:  ^ – да,  —   нет (слайд 3). Самопроверка. Ребята  сравнивают полученную кривую с кривой, изображенной на слайде 3, и оценивают  свою работу.

Верно ли утверждение?

  • Линейное уравнение с двумя переменными имеет вид: ах2 + вх = с (–)
  • Системой уравнений называется некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой. Фигурная скобка означает, что все уравнения должны выполняться одновременно (+).
  • Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство (+)
  • Существуют только два способа решения систем: способ подстановки и способ сложения (–)
  • Решить систему уравнений – это значит найти все её решения или установить, что их нет (+)
  • если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, то получится уравнение, равносильное данному уравнению (–)

4. Отправляемся покорять первую  вершину «К» – компьютерное тестирование

Учащиеся садятся за компьютеры с тетрадями и ручками и загружают тест № 21 «Системы».

– Вас оценит компьютер, так что будьте внимательны.  (Время: 5 мин.)

5. Повторение и проверка домашнего задания. Вершина «З» – Задания из материалов ГИА

Я предлагаю вам показать умения решать системы аналитическими способами – 2 мин.

  • 1 вариант – способ подстановки;
  • 2  вариант – способ сложения.

Записывать в заготовках справа (Приложение 1). Двое учащиеся у доски решают.

Взаимопроверка: (–3,4; 0,4).

Физкультминутка для глаз.

6. Получение новых знаний (вершина «Н» – новое)

Программа «Живая геометрия» удобна для решения систем графическим способом. На столе у Вас инструкция по ее применению (Приложение 2). Совместно решаем систему из предыдущего задания. Плюсы и минусы графического способа решения.
Работа в парах за компьютером. Решают №1114(б). Взаимопроверка по часовой стрелке.
Обсуждение д/з (уверена, что трудностей не возникнет, когда вы будете выполнять домашнее задание).
Проверка индивидуального д/з «Система в учебных предметах» (Презентация).

7. Итоги урока. Рефлексия

Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают) – Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Мне очень приятно было с вами работать.

И мое настроение после урока 

А свое настроение отметьте на полях тетради.
Выставление отметок как среднее арифметическое оценок за каждый этап на оценочном листе (Приложение 3) (сдать учителю)
Спасибо за урок!    

8. Домашнее задание:

1. №1119(графически с помощью программы «Живая геометрия»):

– прислать на адрес: kondra.29@mail.ru
– или принести на флеш-карте
– или распечатать лист с графиками

2*. Написать рассказ  об окружающих нас  системах в повседневной жизни.