Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. Большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.
Цели:
- Закрепить знания детей о жанре портрета.
- Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке
- особенности своего лица.
- Учить правильно располагать части лица.
- Использовать при рисовании различные способы закрашивания.
Материал: зеркала, фломастер, карандаши, альбомный лист, иллюстрации.
Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.
Словарь: Портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас и т.д.
Предварительная работа:
- Рассматривание портретов художников и поэтов.
- Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела».
- Рисование простым карандашом портретов.
- Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, сегодня вас ожидает сюрприз. Закройте
глаза. (Дети закрывают глаза, воспитатель
переодевается).
– Откройте глаза, мои внучатки. Это я к вам в
гости пришла, Бабушка-Загадушка.
Что вы знаете, ребятки
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец,
Кто подскажет – молодец!
А вот моя первая загадка:1. Ванька-встанька из волчка
В нём увидит толстячка
Иностранка кукла Синди
В нём красавицу увидит
Ну, а мой знакомый Сашка
В нём увидит замарашку. (Зеркало)
Верно, верно! Угадали!
Будто где его видали!
Я не просто так пришла,
Зеркала вам принесла.
(Воспитатель раздает зеркала).
Вы, попробуйте, ребятки
Разгадать мои загадки
Никто ответа не подскажет
А зеркало вам их покажет.
Бабушка загадывает загадки, отгадки (картинки) выставляет на доску.
2. Он бывает самым разным
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
3. У зверюшки – на макушке,
А у нас – ниже глаз. (Уши)
4. Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)5. Их не сеют, не сажают, они
сами вырастают. (Волосы)
6. Есть у радости подруга в виде полукруга
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт
То внезапно возвратиться,
грусть тоска её боится. (Улыбка)
– Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?
Д: Слово улыбка было лишним, так как остальные слова это части лица.
– Молодцы, правильно! Сегодня мы будем учиться
рисовать свой автопортрет. Ребята, а вы знаете,
что такое автопортрет?
Автопортрет – это когда художник передает в
рисунке черты своего лица, он глядит в зеркало и
рисует себя. На портрете мы с вами ведем голову и
часть туловища (плечи). Раньше когда не было
фотоаппаратов, художники рисовали портреты
людей.
(Воспитатель с детьми рассматривают автопортрет).
– А сейчас возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое отражение в зеркале. Обратите внимание, какие цветом у вас волосы, длинные или короткие, какой нос, уши, глаза. Где расположены на лице глаза, кончик носа, уши, рот.
– А теперь возьмите фломастер и на зеркале попробуйте нарисовать свой портрет.
– Нарисовали, молодцы! А вот теперь мы можем приступить к рисованию своего автопортрета на бумаге. Во время рисования можно поглядывать в зеркало, чтобы лучше и точнее передать черты своего лица. Стараемся рисовать так, чтобы можно было узнать, кто изображен на этом рисунке.
(Во время работы по необходимости подсказываю, помогаю).
– Работу закончили и принесли мне свои рисунки.
Воспитатель помещает все работы на мольберты. Проводится выставка.
Итог
– Чей автопортрет вам понравился больше всего?
– А как ты думаешь, кто здесь изображен? И т.д.