Форма: тематический сценарий с элементами театрализованного представления.
Цели и задачи:
- Обучающая – повторение, обобщение, углубление и систематизация знаний о высокомолекулярных соединениях на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств природных, искусственных и синтетических волокон. Расширение представления об истории происхождения различных видов волокон, гигиенических свойствах и способах распознавания каждого волокна.
- Развивающая – используя информацию, выходящую за рамки учебников, способствовать развитию интеллектуальных ресурсов студентов, расширению круга знаний, повышению мотивации к изучении химии. Содействовать выработке умения применять приобретенные знания в повседневной жизни, а также развитию навыков публичных выступлений.
- Воспитательная – совершенствовать познавательный интерес к предмету химии, стимулировать к поиску дополнительной информации, содействовать формированию уважительного отношения к труду и культурным традициям народов различных стран. Вырабатывать навыки групповой работы, развивать вкус и эстетические способности.
Подготовительная работа:
- Выбрать действующих лиц, распределить роли (ведущих, чтецов, исполнителей танцев, манекенщиц и др.), предоставить тексты выступлений.
- Назначить ответственных за подготовку костюмов, декораций и музыкального оформления.
- Подготовить необходимый набор химических реактивов и оборудования для демонстрации опытов.
- Подготовить слайды в Power Point, иллюстрирующие: состав и структуру различных видов волокон; международные символы ухода за одеждой из различных тканей.
Оборудование и оформление сцены:
- Костюм первобытного человека, антураж первобытного жилища.
- Мужские и женские костюмы 19 века.
- Костюм средневекового английского короля, красный мешок.
- Костюмы пожарных.
- Костюмы химиков-лаборантов.
- Национальные костюмы: русский, китайский.
- Различные модели современной одежды.
- Бутафорская карета.
- Бутафорские овца, верблюд, хлопковые кусты, куколки и коконы тутового шелкопряда, плоды тутовника.
- Набор химических реактивов и оборудование для проведения опытов по исследованию волокон.
Музыкальное оформление:
- Д.Дассен «Aux Champs Elysees ” и другие произведения.
- Чайковский П.И. «Испанский танец» и другие фрагменты из балета «Лебединое озеро».
- Р.Паулс, А. Дмоховский «Синий Лен».
- «Мараканда» (Самарканд»).
- Фрагменты из балета Римского-Корсакова Н.А.. «Шахерезада».
- Современная молодежная музыка.
1-й студент (в костюме первобытного человека): Мало кому может сейчас прийти в голову, что наша одежда – изобретение, причем из таких, какие принято называть великими.
2-й студент: Придумав свою первую одежду, т.е. попросту говоря, набросив на голые плечи шкуру убитого зверя, древний человек одержал тем самым важную победу в исконной борьбе с грозной стихией.
3-й студент: Резко возросла независимость человека от условий обитания; теплая одежда помогла завоевать ранее недоступные пространства, включая высокогорья и полярные области.
4-й студент: Холод и ветер, дождь
и снег отныне не были столь страшны одетым людям,
укрывавшимся вдобавок в жилищах, обтянутых или
увешанных все тем же первичным утеплителем.
Звериная шкура, таким образом, означала для
человека и одежду, и дом.
5-й студент: Одежда является предметом первой необходимости человека. Она определяет уклад, культуру, традиции народа в различные исторические эпохи существования человечества.
Звучит музыка Д.Дассена «Aux Champs Elysees ”
Наверное, нет человека, на которого хоты
раз в жизни не нахлынула бы светлая грусть по
ушедшим временам, чувствам, ощущениям и событиям
времени.
Пышные сложные формы, нежность, таинственность,
изысканность нарядов создает соответствующий
романтический настрой.
Из-за кулис, ведущая: Эмиль Золя
«Дамское счастье». Героиня нашего сюжета госпожа
Дефорж:
– Пойдемте в отдел шелков. Надо же посмотреть их
хваленое «Счастье Парижа».
…Брызгами падают блестящие атласные ткани,
нежные шелка: атлас, ренессанс, атлас а-ля-рэн, с
его перламутровым переливом ключевой воды.
Легкие кристально прозрачные шелка – «Зеленый
Нил», «Индийское Небо», «Майская Роза», «Голубой
Дунай».
Пауза. Звучит музыка Д.Дассена «Aux Champs Elysees ”
Ведущая: …За ними следовали более плотные ткани: шелк – дюшес, парча, вышитые жемчугом шелка. Они покоились на дне, окруженные бархатом черным, белым, цветным…, образуя пятнами неподвижное озеро, где, казалось, плясали отсветы неба и окружающего пейзажа.
Звучит музыка. Двое юношей в высоких черных шляпах-цилиндрах, с бабочками, в черных фраках в беседе друг с другом снисходительно комментируют:
– Женщины, бледнея от вожделения, наклонялись, словно думали увидеть там свое отражение. Стоя перед этим разъяренным водопадом, испытывали боязнь, что их втянет поток этой роскоши, и в то же время ощущали непреодолимое желание броситься туда, и там погибнуть…
Пауза. Музыка
Ведущая: В настоящее время мы привыкли к пестрому разнообразию тканей и, отдавая предпочтение натуральным, не задумываемся над тем, с какого природного материала они изготовлены.
Звучит музыка «Синий лен». Девочки в
русских народных костюмах исполняют народный
танец.
Ведущая рассказывает об истории производства
льна и шерсти.
Звучит музыка. Чайковский П.И. «Испанский
танец» из балета «Лебединое озеро».
На сцену в карете въезжает английский король,
на голове у него корона, на плечах – красная
накидка, в одной руке – большой красный мешок, а в
другой – овца.
Король: Были времена, когда в
Англии овечья шерсть представляла главное
богатство страны. Свидетельством тому был
знаменитый красный мешок, на котором по традиции,
зародившейся еще в 14 веке, восседают спикеры
палаты лордов. Этот мешок, набитый шерстью,
призван был символизировать могущество Англии.
Что касается овцы, то именно ей суждено было
стать главнейшим поставщиком одежды для
человека. Золотое руно сохранило свое значение и
поныне, обеспечивая человечество теплой, прочной
и нарядной одеждой всех видов.
Ведущая: А что такое кашемир? Это шерсть козы Кашмирской породы, самая тонкая, легкая, приятная на ощупь и самая дорогая по цене разновидность натуральной шерсти.
Под музыку «Мараканда» («Самарканд») выходит студент в азиатском стеганом халате, национальном головном уборе, на поводке выводит верблюда (изготовлен из картона).
– Испокон веков кормит, поит, возит и одевает многие народы Востока их постоянный спутник – верблюд.
– Со взрослого двугорбого верблюда снимаю по 12 кг тончайшей шерсти, славящейся высокой прочностью и упругостью. Из нее изготавливаются замечательные ткани и верхний трикотаж. Прочная верблюжья кожа идет на производство обуви, а также многих технических изделий.
Пауза. Звучит индийская музыка.
Исполняются элементы индийского танца.
Ведущая рассказывает о древней культуре –
хлопчатник.
Звучит музыка. На сцене девушки-манекенщицы
демонстрируют красочную одежду из ворсистых
тканей.
Ведущая: Для изготовления ворсистых тканей (бархата, вельвета, фланели) в хлопковое волокно примешивается капок – волокно, которое получается из растения сейбы, произрастающем в Южной Америке. Там его называют шерстяным деревом.
Звучит музыка из балета Чайковского «Лебединое озеро».
Ведущая: Сюжет из сказки Г-Х Андерсена
Не взлюбила детей злая мачеха-королева.
Наговорила королю о бедных принцах столько, сто
он больше и видеть их не хотел: летите на все
четыре стороны и промышляйте себе сами. Летите
большими птицами без голоса». Но не стало так, как
она хотела: они превратились в 11 прекрасных
лебедей. С криком вылетели из окон дворца и
понеслись над парками и лесами. С тех пор
бедняжка Элиза, из старшая сестра, постоянно
думала о своих выгнанных братьях и хотела их
найти.
Но вот приснился Элизе сон – будто сама Фея
выходит к ней навстречу и говорит:
На сцену выходит Фея:
Фея: Твоих братьев можно
спасти, но хватит ли у тебя мужества и стойкости?
Видишь, у меня в руках крапива? Такая крапива
растет здесь у пещеры и только она, да еще та, что
растет на кладбищах, может помочь тебе.
Ты нарвешь этой крапивы, хотя твои руки покроются
волдырями от ожогов. Потом разомнешь ее ногами.
Из нее ты сплетешь 11 рубашек-панцирей с длинными
рукавами и набросишь их на лебедей. Тогда
колдовство и развеется…
Ведущая: Большое сочувствие
вызывает Элиза, плетущая из крапивы рубахи своим
одиннадцати братьям-лебедям.
Всем известная крапива является прядильным
растением, и не только в народном эпосе отражены
эти свойства.
Звучит восточная музыка. На сцену в
китайских костюмах выходят студентки. Исполняют
элементы китайского танца (рисунок 2)
Ведущая рассказывает об истории производства
шелка.
Звучит пожарная сирена. Появляются пожарные,
одетые в спецодежду.
Голос 1-го ведущего:
С дымом мешается облако пыли,
Мчатся пожарные автомобили.
Щелкают звонко, тревожно свистят
Медные каски рядами блестят.
Голос 2-го ведущего:
Миг – и рассыпались медные каски,
Лестницы выросли быстро, как в сказке.
Люди в брезенте – одни за другим –
Лезут по лестницам в пламя и дым…
1-й пожарный: Из чего же делают одежду пожарных? (Пожарный рассказывает из чего делают пожарную одежду)
2-й пожарный рассказывает об асбесте.
Пауза, звучит музыка. Идут химики, одетые в
белые халаты.
1-й химик: Великий вклад в производство тканей сделали химики, создав различные синтетические материалы, которые куда прочнее и удобнее в носке.
2-й химик: Акрил –
искусственная шерсть. Очень часто он входит в
состав свитеров, водолазок и других видов
верхнего трикотажа, зимних дамских колготок и
других изделий.
Такие изделия дешевле, чем из натуральной шерсти,
но у вещей с добавлением акрила есть один очень
существенный недостаток – они могут покрываться
«катышками».
3-й химик: Вискоза –
искусственное волокно (не путайте с синтетикой).
Вискозу получают из целлюлозы. По своему составу
вискоза близка к хлопку – хорошо впитывает и
испаряет влагу, воздухопроницаема. Имеет один
недостаток – «садится» после стирки в горячей
воде. Поэтому стирать ткани из вискозы можно при
температуре не выше 30-40 градусов и с
использованием мягких моющих средств.
А получена вискоза впервые в 1880 г. французским
графом Берничо де Шардоне из хлопка. Она была
представлена на международной выставке в Париже
в 1889 г. в изделии из шелка «Шардоне».
В настоящее время вискозу получают из отходов
древесины, по внешнему виду она напоминает шелк.
4-й химик: Синтетическая полиамидная ткань, мягкая, микропористая, теплая, но более дорогая.
5-й химик: Эластичная ткань, а, попросту говоря – очень тонкая резина, в которую можно вплетать другие нити. Изделия из эластана достаточно прочны и идеально обтягивают фигуру.
Ведущая: О санитарно-гигиенических характеристиках различных тканей расскажут наши медицинские эксперты.
1-й медик (юноша): Информация для
представительниц прекрасного пола.
Заставить человечество носить одежду
исключительно из натуральных тканей сейчас
также нереально, как и уговаривать проходить
пешком десятки километров. Медики настаивают –
хотя бы те вещи, которые непосредственно
надевают на голое тело, покупать из хлопка и
льна… Популярное нынче белье из полиэстера с
полиамидом и на поролоне, рекомендуется носить
не более 8 часов в сутки. Если вы щеголяете в
синтетических кружевах днем и ночью –
берегитесь: можно заработать бесплодие или
приобрести проблемы по части онкологии.
2-й медик (девушка): Информация
для представителей сильного пола.
Это касается не только женщин, но и мужчин. Те, кто
предпочитают синтетическое белье, чаще страдают
от заболевания предстательной железы и бегают в
аптеку за виагрой.
1-й медик (юноша): Идеальный
вариант с точки зрения и красоты, и здоровья –
белье из хлопка с небольшим добавлением
эластана. Оно и фигуру хорошо обтягивает, и не
мешает терморегуляции.
Спасибо за внимание!
Звучит музыка.
Ведущая: Медики нас познакомили с достоинствами и недостатками различных тканей. А как их безошибочно распознать в бытовых условиях?
1-й лаборант: Как же определить состав ткани? Самый распространенный метод – прочитать этикетку. Можно использовать органический метод – определение состава ткани «на глаз», на ощупь, на смятие, на растяжение, на разрыв и на горение.
2-й лаборант: Лен и хлопок.
Льняная ткань при смятии дает жесткие, плохо
расправляющиеся складки. При горении почти не
дает запаха. При горении хлопка ощущается резкий
запах и едкий дым. Информация сопровождается
демонстрацией опыта.
3-й лаборант: Шерсть.
Информация сопровождается демонстрацией опыта.
Шерстяная нить имеет чешуйчатое строение,
поэтому колется (на экране демонстрируется
структура шерстяного волокна).
Шерстяная нить рвется не сразу, она дает
значительное растяжение. Шерстяные нити упруги и
эластичны, при горении слипаются хрупким
шариком, гаснут, пахнут жжеными перьями.
4-й лаборант: Натуральный шелк.
Информация сопровождается демонстрацией опыта.
Волокна шелка гладкие, имеют трехгранное
сечение, поэтому блестят, как алмаз (на экране
демонстрируется структура шелкового волокна).
Натуральный шелк рвется с трудом. При горении
спекается хрупким шариком и гаснет. Как и шерсть,
пахнет жжеными перьями.
Искусственный шелк.
Рвется очень легко, особенно при увлажнении.
Сгорает полностью с запахом жженой бумаги.
1-й лаборант: Синтетические
волокна.
Характерной особенностью всех синтетических
волокон является способность образовывать при
горении шарик, не разминающийся в руке.
2-й лаборант: Теперь о символах, обозначающих, как именно ухаживать за изделиями, изготовленными из различных видов тканей. На экран по очереди выводятся символы, и лаборант дает характеристику каждому из них.
Ведущая: Мы перевернули лишь несколько страниц в истории создания волокон и тканей. Сколько народов – столько и обычаев. В каждой стране и в различные исторические эпохи по-своему решался вопрос – «Во что бы принарядиться?».
Звучит музыка Д.Дассена «Aux Champs Elysees ”.
Под музыку выходят все действующие лица в
последовательности исполняемых ролей. Каждый
участник играет фрагмент своей роли. Затем
участники кланяются зрителям и под аплодисменты
зрителей покидают сцену.
Список литературы
- Андерсен Г.-Х. Сказки и истории. СПб: Вита-Нова, 2006.
- Бузов Б.А., Румянцева Г.П.. Материалы для одежды. СПб: Академия, 2010.
- Быдзина Е. Современные синтетические ткани [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ourbaby.ru/article/Legkie-i-praktichnye-Sovremennye-sinteticheskie-tkani/. – 26.11.2008.
- Габриэлян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия, 11 класс. М.: Дрофа, 2009.
- Золя Э. Дамское счастье. Тула: Приокское книжное издательство, 1993.
- Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: викторины и химические вечера. М.: 5 за знания, 2006.
- Литвинов А.В. Путешествие вокруг себя. Растения. Пособие для учителя. Серия «Космическое пространство урока». Вариант – СК, 2004.
- Маршак С.Я. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Правда,1990.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004.
- Синтетические материалы. Обзор современных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnogomirov.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=21.
- Современные синтетические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://mabuka.ru/content/sovremennye-sinteticheskie-materialy.
- Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материалы для одежды и конфекционирование. СПб: Академия, 2010.
- Текстильная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nord-tex.ru/spravochnik/.
- Типы тканей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.peterlife.ru/woman/woman-02/gerls-085.html.
- Ткани и материалы – типы, характеристики, названия, состав, качество, особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belamoda.ru/materials.html.
- Чернышева М. История тканей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artbatik.ru/tkani-hist.html.