Цели урока:
- Образовательные:
- поднять знания студентов на новый уровень осмысления глобальных проблем;
- максимально актуализировать знания по другим дисциплинам.
- Развивающие:
- развивать навыки работы в парах при работе с периодической печатью;
- развивать навыки групповой работы» учить анализировать полученную информацию;
- развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи;
- учить вести аргументированный спор.
- Воспитательные: нравственное воспитание, воспитание коммуникативной культуры, экологическое воспитание.
Тип урока: бинарный урок по дисциплинам «Основы философии» и «Обществознание» (для студентов 3 и 1 курсов).
Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия – коллективный поиск решения, дискуссии.
Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, глобальный прогноз, глобалистика, футурология.
На доске даны: тема урока, схемы: «Глобальные проблемы современности: возможная классификация» (как эти проблемы рассматривают дисциплины «Обществознание» и «Основы философии»); плакаты, изготовленные студентами: «Демографическая проблема в России»).
Оборудование урока: карта мира, таблички с названиями групп (по выбранным проблемам); иллюстрированный материал, отображающий проблемы современности, презентации, подготовленные студентами 1 и 3 курсов.
Изучение новой темы:
Этапы |
Приемы и средства |
Вводно-мотивационный этап | Обозначение актуальности темы.
Постановка проблемы для студентов 1, 3 курсов: 1 курс: углубить, обобщить, закрепить знания о глобальных проблемах человечества, причинах возникновения и о путях решения этих проблем. 3 курс: знакомство с философскими представлениями о взаимоотношении общества и природы; рассмотрение современных сценариях мирового развития; применение полученных знаний в своей профессиональной деятельности. |
1 этап: постановка проблемы: Что такое глобальные проблемы? | Лекция с элементами беседы. Толкование слов «глобальный», «современность», «проблема» (с использованием словаря С.И. Ожегова). Выявление причин появления глобальных проблем, построение схем «Особенности глобальных проблем». В выводе фиксируется главное понятие темы. |
II этап. Классификация глобальных проблем. | Лекция с элементами аналитической
беседы и практического занятия: выступления
аналитиков, составление Кодекса Мира. Просмотр
презентаций студентов 1 курса. Знакомство с более широким пониманием глобальных проблем, отраженным в новейших публикациях по глобалистике. |
III этап. Поиск решения глобальных проблем. | Элементы практического занятия: групповая учебная деятельность по заданиям, предложенным преподавателем, аналитическая беседа, дискуссия. Вывод. |
IV этап. Альтернативные сценарии будущего. | Лекция с элементами аналитической беседы, дискуссия. Работа студентов 3 курса, презентации. Вывод. |
Заключительный этап. | Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Студенты подводят вывод. Проверка формализованных знаний через фронтальный опрос. самооценка и оценка работы студентов. |
Ход интегрированного урока (2 часа)
Эпиграфы:
Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян
Предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое будущее.
Д.Х. Медоуз.
Преподаватель 1 (преподаватель
философии): Сегодня мы с вами собрались необычным
составом на уроке: здесь присутствуют студенты
первого курса и тема вашего урока: «Глобальные
проблемы человечества»; и студенты 3 курса и наша
тема урока: «Философское осмысление глобальных
проблем современности».
Что общего между двумя этими темами? (На
слайде название темы, формулируются цели урока и
для студентов 1 курса, и для студентов 3 курса).
Для начала давайте разберемся в самой
формулировке темы, для этого нам необходимо
обратиться к толковому словарю. Что такое
«глобальный», «современность». (Используя
толковый словарь, студент дает определение этих
слов, 2 слайд – определения слов).
«Глобальный»
1) охватывающий весь земной шар, всемирный;
2) всесторонний, полный, всеобщий.
«Современность» – действительность
современной эпохи, то, что происходит, существует
сейчас.
«Проблема» – сложный вопрос, задача,
требующая разрешения, исследования.
«Глобалистика» – научное направление,
изучающее глобальные проблемы.
«Ноосфера» – сфера взаимодействия природы
и общества, в пределах которой разум становится
главным определяющим фактором развития.
Какие дисциплины решают глобальные проблемы? (Cтуденты перечисляют дисциплины)
Преподаватель 2 (преподаватель обществознания): На предыдущих уроках мы говорили о многообразии мира. Эта идея не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля все больше осознают себя как единую общность, каждый член которой связан с другими тысячами нитей. В разделе «Общество» мы обсудили, какую роль общество играет для человека, и пришли к выводу, что человек – это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходит формирование таких человеческих качеств, как речь, способность мыслить, стремиться к выполнению своей жизненной цели. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе.
Преподаватель 1: В философском
плане природа, прежде всего, соотносится с
обществом, т.к. она является естественным
условием существования людей. Общество же
предстает как обособившаяся часть природы,
являющаяся условием и продуктом человеческой
деятельности. Роль природы в жизни общества
всегда была значительной, т.к. она выступала в
качестве естественной основы его существования
и развития. Человек природен в силу
биологической основы своего существования, в
то же время он надприроден, т.к. вырабатывает
сложные формы социальной жизни. Между человеком
и природой происходит своеобразный «обмен
веществ», который является необходимым условием
существования человека и общества, поэтому
природные факторы в развитии общества
необходимо принимать во внимание. Природа всегда
была объектом внимания философов и предметом
философского осмысления.
Природа – совокупность естественных
условий существования человека и общества.
Формы отношения человека к природе были
разнообразны. В античной философии космос
понимался как неразделенность природы и
человека, а сама философия была космоцентричной.
Средневековая христианская философия понимала
природу как последнее звено лестницы, ведущей от
Бога к человеку и от человека к природе. Человек,
развивая свои духовные силы, должен стремиться к
возвышению над природой. В Новое время природа
впервые предстала в качестве объекта научного
анализа. Природа стала приниматься как объект
приложения практических усилий человека на
основе законов, которые открывают естественные
науки.
В 1868 г. французский ученый Реклю ввел понятие
«биосфера» для обозначения живой оболочки Земли,
слоя животных и растений. В ХХ в., когда
деятельность человека приобретает небывалый
ранее размах, была создана концепция «ноосферы»,
сферы разума, преобразующей планету. Русский
ученый В.И. Вернадский и французский философ
Шарден пришли к выводу о том, что взаимодействие
человека и природы достигло нового
качественного уровня.
В современную эпоху взаимодействие общества и
природы приобретает принципиально новый
характер. Природа все больше включается в
деятельность человека и в то же время требует
защиты от некомпетентностного вмешательства в
ее процессы.
Главная цель концепции ноосферы – определение
научных и нравственных принципов достижения
гармонических отношений между природой и
обществом.
В современной науке нет устойчивого перечня и
единой классификации рассматриваемых
глобальных проблем.
Вот так выглядят глобальные проблемы в
обществознании (схема на слайде)
А вот таков философский подход к глобальным
проблемам современности.
Анализ отдельных из названных проблем. (По каким
признакам мы можем эти проблемы отнести к
глобальным?)
Преподаватель 2: Сегодня на уроке работают четыре группы: «политологов», «экологов», «демографов», «экономистов». Каждая группа выбрала для себя тему исследования. «Политологи» работали над темой «Сохранение мира на земле», «Экологи» – «Природа в опасности». «Демографы» – «Этнические проблемы», «Экономисты» – «Влияние хозяйственной деятельности людей на экологию».
Работа группы «политологов»
Сообщение группа готовит заранее, предварительно получив консультацию у преподавателя. Самостоятельно отбирали содержание, определяли форму подачи материала. Перед выступлением групп, демонстрация презентации студентов, выступление группы «политологов». Результаты работы группы обсуждаются и оцениваются группой экспертов (эксперты – студенты 3 курса).
– В 1992 году на конференции ООн был принят
документ «Повестка дня на XXIвек» – в нем
говорилось, что все люди должны получать ясное
представление о сложившейся ситуации, и об
опасностях, которые угрожают им и их потомкам.
Т.е. мы, должны понимать, что угрожает не только
мне и в данный момент, но и всем нам – и сегодня, и
в будущем.
Давайте представим, что мы на заседании Совета
Безопасности ООН. На повестке дня – один
серьезный вопрос – принятие Кодекса Мира. Это
должны быть правила, обеспечивающие мир на всей
Земле – правила четкие, конкретные, которые
смогли бы принять все народы планеты.
На выработку кодекса мира группам дается 5 минут.
Затем представители групп зачитывают проекты. На
доске лист ватмана – используя предложенные
проекты, эксперты составляют единый Кодекс Мира.
В последние годы предприняты реальные шаги по
оздоровлению международной ситуации и
разоружению. Но окончательное решение этой
проблемы возможно лишь тогда, когда все страны
объединятся в желании сохранить мир.
Обобщает Преподаватель 1: При
необходимости можно использовать следующий
материал) – С возникновением глобальной
демографической проблемы необходимо вспомнить
имя Мальтуса, который еще 200 лет назад заявил,
что возможности Земли растут в
арифметической прогрессии, а численность
человечества – в геометрической, поэтому
войны необходимы и спасительны. Сейчас
ситуация такова, что надо сократить в 10 раз либо
население планеты, либо потребности людей,
поскольку надеяться на высокие технологии пока
нереально. Темпы роста мирового населения
таковы, что оно может удваиваться каждые 35 лет.
Если предположить, что такие темпы сохраняться и
в будущем, то уже к 2400 г. человечество плечом к
плечу заполнит всю поверхность суши.
Рост народонаселения не может быть бесконечным.
Стабилизация численности населения в мире –
одно из важнейших условий перехода к устойчивому
эколого-экономическому развитию. Современная
численность людей, по всей вероятности, удвоится
и стабилизируется на уровне 12 – 15 млрд.человек к
концу XXI в. Хотя темпы роста населения в мире
понемногу снижаются, абсолютные величины
прироста быстро увеличиваются.
Существуют ли средства решения демографической
проблемы?
Какое решение данной проблемы предложили бы вы?
(Обсуждают решение демографической проблемы в Китае, Индии, Европе, России. Обсуждение плакатов.)
Выступает группа «экономистов»
«… Правильно ли мы поступаем, зачастую ставя
проблемы экологии, охраны природы на последнее
место и считая более важным развитие
промышленности, сельского хозяйства, причем
добиваясь этого развития любой ценой? Каково
влияние хозяйственной деятельности человека на
природу?...»
«Экономисты» завершают выступление
поэтическими строками Р. Рождественского, тем
самым, показав взаимосвязь глобальных проблем
друг с другом:
Все тесно связано вокруг,
Примеры мы не станем множить,
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
Выступает группа «экологов»
«…Сейчас степень нагрузки на природу настолько велика, что если не уделять должного внимания ее охране, последствия могут быть катастрофическими. Масштабы загрязнения окружающей среды уже стали опасными для здоровья населения. Например, уровень смертности от раковых заболеваний прямо зависит от интенсивности технического прогресса. Перед лицом надвигающейся экологической опасности нам нужно переосмыслить все стороны своего бытия. Нужно ли для нашего блага все то, что мы потребляем? Так ли уж необходим каждому человеку автомобиль? Должны ли мы носить одежду только один сезон? Необходимо понять, что для нас действительно жизненно важно, а что нет, и соответственно изменить структуру потребления. Это позволит избавить природу хотя бы от части непосильной нагрузки…»
Презентация студентов
Преподаватель 1: Каковы возможные
выходы из кризиса?
Чтобы представить, в каком состоянии будет
общество через какое-то время, нужно учитывать те
состояния, через которые общество уже прошло.
Тенденции и закономерности, выявленные в прошлом
и хорошо известные в настоящем, условно
развиваются и переносятся на будущее. На основе
вскрытых закономерностей и имеющихся данных
строится модель того состояния, в котором
окажется система через столько-то лет.
В разработке прогнозов применяются также методы
дедукции и индукции, различные статистические,
экономические, социологические и другие методы.
В решении экологических проблем выделяются три
подхода:
1. Ограниченная стратегия предполагает
ограниченность развития производства и уровень
потребления.
2. Стратегия оптимизации предполагает найти
оптимальный уровень воздействия на окружающую
среду. Такой уровень не должен превышать
критического уровня загрязнения. Он должен быть
таким, чтобы был возможен «обмен веществ» между
обществом и природой.
3. Стратегия замкнутых циклов предполагает
создать производства, построенные по
циклическому принципу, за счет чего производство
будет изолировано от окружающей среды.
Глобалистика
Футурология – от лат. будущее, в широком
смысле – совокупность представлений о будущем
человечества, в узком – область насущных знаний,
охватывающая перспективы социальных процессов.
Термин «футурология» введен для обозначения
философии будущего в 1943 году. С 1960-х это термин
стал употребляться на Западе «как история
будущего» или «наука о будущем» два направления:
пессимистический прогноз, и оптимистический
прогноз.
Выступают студенты 3 курса, презентации проектов «Экологически чистые дома»
Обобщение: Чтобы избежать глобальной
катастрофы, человек должен понять следующее:
Насыщенность мира оружием, в том числе ядерным,
ставит человечество перед угрозой
самоуничтожения, поэтому нет иного подхода,
кроме сотрудничества между всеми разумными
силами.
Космос физический и космос культуры принадлежит
всему человечеству.
Прогнозы, разногласия, конфликты нужно решать
через диалог.
Различия в социально строе, идеологии, культуре
не являются препятствием для сотрудничества;
различия могут быть источником
взаимообогащения.
Во взаимосвязанном и взаимозависимом мире
безопасность должна быть всеобщей.
Священной общечеловеческой ценностью должна
быть признана человеческая жизнь.
Некоторые исследователи считают, что грядущая
информационная цивилизация должна стать и
экологической. Основные усилия спасения и
перехода к новой альтернативной цивилизации
предполагают восстановление
топливно-энергетического и минерально-сырьевого
баланса, глобального демографического баланса,
восстановление экологии планеты, всеобщего и
полного разоружения и гуманности как системы
ценностей.
Альтернативная цивилизация – это цивилизация
низкоэнергетическая, высокоустойчивая,
экологически чистая, полностью
демилитаризованная и подлинно человеческая.
Преподаватель 2. Ученые горько шутят: «мировое сообщество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить времени». Хочется верить, что человечество все же найдет путь развития, который будет носить гармонический характер взаимоотношений человека, общества и природы. А как возможно этого добиться мы обсудили с вами на этом уроке.
Литература для преподавателя:
- Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001, с. 150-163;
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч.2. 11 кл. /Боголюбов Л.Н. и др. – М.: Просвещение, 2000. с. 76-80;
- Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. – М.: Весь мир, 1997, 480 с.;
- Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: Рольф, 2002, 592 с;
- Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. с. 262-271.
- Тоффлер А. Футурошок. – СПб, 1997.
- Философский энциклопедический словарь. – М., 2004.