Цель: уточнить представление об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный урок
Слайд 1.
– Вы готовы к работе? (Выполняется массаж
каждого органа)
– А глазки готовы смотреть?
– А ушки готовы слушать?
– Ручки готовы писать?
– А головка думать?
– Тогда пора начинать работу!
II. Чистописание
– Сегодня мы отправимся в гости к жителям
деревушки Ударная.
Дорожка туда местами мягкая, а иногда твердая.
Запишите ее начало: да ди ду де
Разгадайте правило, по которому она составлена.
Продолжите закономерность с другими гласными.
Слайд 2.
III. Введение в тему
– Жители этой деревушки очень сильные, много
трудятся.
Они всегда ходят с молоточками.
Как вы думаете, для чего им молоточки?
Но бьют они не гвозди, а некоторые буквы в слове.
Сегодня мы узнаем: (клик мыши)
– По каким буквам бьют молоточком?
– Как называются эти молоточки?
Силачи приготовили для вас стихотворения.
Слайды 3, 4, 5
Самостоятельная работа: выпишите слова, которые пишутся одинаково.
– Что вы можете сказать о значении этих слов.
– Подчеркните слог в первом слове (во втором),
который произносится
с большей силой
Вывод: Почему этот слог произносится с большей силой? (Клик мыши – удар молоточком)
– Как называется такой слог, узнаем из правила
в учебнике, страница 31 (самостоятельное чтение
правила)
– Как называется слог, который произносится с
большей силой?
– Как называются эти молоточки? Их обозначают
значком /. Поставьте в словах ударение.
– На какую букву падает ударение?
– Какое значение имеет ударение?
Слайд 6
IV. Физминутка
– Продолжим наше путешествие с Красной Шапочкой. Инсценировка песни.
V. Стадия осмысления содержания
Слайд 7.
– Ребята, а вы догадались, почему деревушка
называется Ударная?
– Работы у жителей хоть отбавляй, только успевай
– постукивай.
– Давайте поможем жителям, и сразу проведем
исследование «На какой слог падает ударение?».
Запишите рядом со словами номер ударного слога
(Все работают по карточкам, один человек – на интерактивной доске)
Вкусная(___),
холодная(___),
ароматный (___)
– Какие результаты исследования? (Клик мыши – самопроверка с доски. Клик мыши – Ударение может падать на любой слог).
Слайд 8
– А во французском языке ударение падает только на последний слог. Прочитайте слова на французский манер: бабушка, курица, муха, щука, капуста.
Слайд 9
VI. Физминутка для глаз
– Устали жители и попросили два выходных, т. е.
два случая, когда ударение в словах ставить не
надо.
– И мы тоже немного отдохнем и посмотрим на небо
(под музыку).
VII. Продолжение работы
– Давайте выясним, в каких случаях в словах не ставят ударение.
Игра «Найди лишнее». Подчеркни лишнее слово в каждой строчке:
Груша, вишня, слива, берёза
Дача, кот, домик, крыша
(Все работают по карточкам, один человек – на интерактивной доске)
– Объясни свой выбор.
– Сделайте вывод, когда ударение не ставят в словах?
Клик мыши – Ударение не ставят в словах с
буквой ё
Клик мыши – Ударение не ставят в словах с 1
слогом
Слайды 11, 12
VIII. Подведение итогов урока
Наше время истекло.
Нам ужасно повезло:
В деревушке Ударная мы побывали
И секреты Ударения раскрывали.
– Что узнали об ударении (закончи предложения):
Изменяет…
Может падать на ________ слог
Не ставят в словах с …
Всегда ударная …