Тема урока: "Ударение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: уточнить представление об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный урок

Слайд 1.

– Вы готовы к работе? (Выполняется массаж каждого органа)
– А глазки готовы смотреть?
– А ушки готовы слушать?
– Ручки готовы писать?
– А головка думать?
– Тогда пора начинать работу!

II. Чистописание

– Сегодня мы отправимся в гости к жителям деревушки Ударная.
Дорожка туда местами мягкая, а иногда твердая.
Запишите ее начало: да ди ду де
Разгадайте правило, по которому она составлена.
Продолжите закономерность с другими гласными.

Слайд 2.

III. Введение в тему

– Жители этой деревушки очень сильные, много трудятся.
Они всегда ходят с молоточками.
Как вы думаете, для чего им молоточки?
Но бьют они не гвозди, а некоторые буквы в слове.
Сегодня мы узнаем: (клик мыши)
– По каким буквам бьют молоточком?
– Как называются  эти молоточки?

Силачи приготовили для вас стихотворения.

Слайды 3, 4, 5

Самостоятельная работа: выпишите слова, которые пишутся одинаково.

– Что вы можете сказать о значении этих слов.
– Подчеркните слог в первом слове (во втором), который произносится
с большей силой

Вывод: Почему этот слог произносится с большей силой? (Клик мыши – удар молоточком)

– Как называется такой слог, узнаем из правила в учебнике, страница 31 (самостоятельное чтение правила)
– Как называется слог, который произносится с большей силой?
– Как называются эти молоточки? Их обозначают значком /. Поставьте в словах ударение.
– На какую букву падает ударение?
– Какое значение имеет ударение?

Слайд 6

IV. Физминутка

– Продолжим наше путешествие с Красной Шапочкой. Инсценировка песни.

V. Стадия осмысления содержания

Слайд 7.

– Ребята, а вы догадались, почему деревушка называется Ударная?
– Работы у жителей хоть отбавляй, только успевай – постукивай.
– Давайте поможем жителям, и сразу проведем исследование «На какой слог падает ударение?». Запишите рядом со словами номер ударного слога

(Все работают по карточкам, один человек – на интерактивной доске)

Вкусная(___),
холодная(___),
ароматный (___)

– Какие результаты исследования? (Клик мыши – самопроверка с доски. Клик мыши – Ударение может падать на любой слог).

Слайд 8

– А во французском языке ударение падает только на последний слог. Прочитайте слова на французский манер: бабушка, курица, муха, щука, капуста.

Слайд 9

VI. Физминутка для глаз

– Устали жители и попросили два выходных, т. е. два случая, когда ударение в словах ставить не надо.
– И мы тоже немного отдохнем и посмотрим на небо (под музыку).

VII. Продолжение работы

– Давайте выясним, в каких случаях в словах не ставят ударение.

Игра «Найди лишнее». Подчеркни лишнее слово в каждой строчке:

Груша, вишня, слива, берёза
Дача, кот, домик, крыша

(Все работают по карточкам, один человек – на интерактивной доске)

– Объясни свой выбор.

– Сделайте вывод, когда ударение не ставят в словах?

Клик мыши – Ударение не ставят в словах с буквой ё
Клик мыши – Ударение не ставят в словах с 1 слогом

Слайды 11, 12

VIII. Подведение итогов урока

Наше время истекло.
Нам ужасно повезло:
В деревушке Ударная мы побывали
И секреты Ударения раскрывали.

– Что узнали об ударении (закончи предложения):

Изменяет…
Может падать на  ________ слог
Не ставят в словах  с …
Всегда ударная …