Предварительная подготовка: дать учащимся задание вспомнить названия пород собак и кошек. Принести фотографии своих питомцев.
Цели:
- расширить и обогатить представления детей о жизни, повадках диких и домашних животных, научить ухаживать за домашними животными, в частности за кошкой и собакой;
- развивать способность школьников анализировать текст, несущий учебную информацию, способность сравнивать различные явления и предметы;
- воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.
Универсальные учебные действия: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения.
Оборудование: слайды презентации с изображением диких животных и пищи, которую они употребляют; комнатных растений, кошек и собак различных пород; жилищ животных (берлога, нора, дупло, бобровая хатка, гнездо).
ХОД УРОКА
1. Повторение изученного материала
– Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами
говорили на прошлом уроке. Из каких частей
состоит растение? (Корень, стебель, листья,
цветок) (Презентация 1, слайд 2 )
– Посмотрите вокруг, как можно назвать одним
словом растения, растущие у нас в классе?
(Комнатные)
– Расскажите об условиях, необходимых для жизни
растений. (Для жизни растений нужна
плодородная почва, вода, воздух, свет, тепло)
– Зачем нужно поливать растения? (Вместе с водой
растение получает полезные вещества)
– Как можно доказать, что в состав растения
входит вода? (Срезать листочек, на срезе
образуются капельки воды)
– Почему комнатные растения чаще всего ставят на
подоконник? (Это самое светлое место в комнате)
– Расскажите, как вы дома ухаживаете за своими
комнатными растениями? (Рассказы детей)
– Как вы удаляете пыль с комнатных растений? (Аккуратно,
мягкой влажной тряпочкой)
– А если у растения узкие листья, как удалить с
них пыль? (Сбрызнуть их водой)
– Какие комнатные растения вы знаете? (Презентация
1, слайд 3)
– Какие комнатные растения живут у вас дома?
2. Работа над новым материалом
– Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
– Правильно, и темой нашего сегодняшнего урока
будут животные. Каких животных вы знаете? (Ответы
детей) (Презентация 1, слайд 4)
– Правильно, однако к животным относят не только
зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей и
даже человека. На земле насчитывается более
полутора миллионов видов животных.
– Как вы думаете, где могут жить животные? (На
суше, под водой, под землей)
– Кроме того животные могут жить в воздухе и даже
в растениях, в теле животных и человека. Как вы
думаете, что нужно животным для жизни? (Пища)
– Посмотрите на слайд. Каких животных вы на ней
видите? (Обезьяну, кабана, оленя, кошку, зайца,
мышь) (Презентация 1, слайд 5)
– Внизу слайда вы видите различную пищу, которой
питаются животные. Скажите мне, чем питается
каждое животное. (Обезьяна – бананами, кабан –
желудями, олень – травой, кошка – рыбой, заяц –
капустой, мышь – зерном)
– Как вы думаете, почему растения и животные не
исчезают с Земли полностью? (И животные, и
растения приносят потомство)
– Существуют животные, которые живут в природе и
сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и
непогоды, сами устраивают себе жилье. Это дикие
животные.
– А как мы назовем животных, которых приручил
человек и сейчас заботится о них? (Домашние
животные)
– Подумайте, где дикие животные ищут защиту от
врагов, суровых природных условий для себя и
своего потомства? (В своих жилищах)
– Посмотрите на слайд. Чьи жилища здесь
изображены? (Медведя, лисицы, бобра, белки,
ласточки). (Презентация 1, слайд 6)
– Жизнь в дикой природе трудна, поэтому животные
по-разному приспосабливаются к природным
условиям. Одни обитают в воде, другие – на суше.
Некоторые животные могут летать, другие хорошо
прыгают по земле. Иногда животные предпочитают
не строить себе жилище, а при малейшей опасности
спасаться бегством.
– Как вы думаете, какие животные хорошо бегают? (Заяц,
лось, косуля, волк, тигр и др.)
– Правильно, многие животные развивают высокую
скорость при беге. Однако если заяц так спасается
от хищников, то волку скорость нужна для того,
чтобы догнать свою добычу и не остаться голодным.
Есть даже такая пословица: «Волка ноги кормят».
Многие хищники умеют бесшумно подкрадываться к
своей жертве.
– Как вы думаете, а как приспособился к жизни в
природных условиях медведь? (За лето он
нагуливает жир, а потом впадает в спячку)
– Подумайте, как приспособилась белка? (В
дуплах делает запасы орехов, а зимой питается
этими запасами).
– Безусловно, различные способы
приспосабливания к природным условиям не могли
не сказаться на внешнем строении животных. Так, к
примеру, у зайца-беляка, который живет в тайге и
которому приходится в зимнее время
передвигаться по глубокому снегу, широкие лапы. К
зиме на них отрастают длинные жесткие волосы,
которые не дают зайцу проваливаться.
– Как вы думаете, почему у лося длинные ноги и
широкие копыта? (Чтобы быстрее бегать).
– Однако ноги и копыта нужны лосю не только для
бега. Лось живет в болотистых местах. Длинные
ноги и широкие копыта позволяют ему быстро
передвигаться по топким местам. Благодаря
высокому росту за счет длинных ног лось легко
достает с деревьев молодые зеленые побеги,
листву и кору.
– Как еще животные могут приспосабливаться к
природным условиям? Вспомните, чем покрыть тело у
рыб? (Чешуей)
– Именно чешуя не намокает, защищает рыб в воде и
позволяет им быстро плавать.
– Как приспособились к полетам птицы? (Их тело
покрыто перьями).
– А что отличает зверей от других животных? (Они
покрыты шерстью)
– Вспомните, как меняется окраска зайца летом и
зимой? (У зайца мех летом серый, а зимой белый)
– Некоторых птиц трудно заметить среди листвы и
ветвей деревьев. Какое животное меняет свою
окраску в зависимости от того, на какой
поверхности он находится? (Хамелеон)
– Сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем
физкультминутку (Презентация 2)
– Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте
вспомним, каких домашних животных вы знаете? (Собака,
кошка, корова, коза, лошадь, куры, свиньи и т.д.)
– Чем жизнь домашних животных отличается от
жизни диких животных? (О домашних животных
заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)
– Скажите, а для чего нужны человеку домашние
животные? (Они дают человеку шерсть, мясо,
молоко, помогают в работе, собаки сторожат жилье)
– Не всегда животное приносит какую-нибудь
пользу, однако человек любит и заботится о нем. У
нас на доске висят фотографии ваших питомцев. На
перемене вы можете подойти и посмотреть их.
– Скажите, у кого дома живут домашние животные?
– Отгадайте загадки. (Презентация 1,
слайд 7)
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры. (Кошка)
– Сегодня мы с вами более подробно поговорим о
наших любимых питомцах кошках и собаках.
Посмотрите на доску. Что вы видите? (Фотографии
кошек и собак)
– Давайте немного поиграем. Сейчас мы разделимся
на две группы. По очереди группы описывают свое
животное: первая – кошек, вторая – собак.
Побеждает та группа, которая больше знает о своем
животном.
– Давайте вспомним какие породы собак мы знаем. (Презентация
1, слайд 8)
«Ох, кошмар, такая пасть,
Можно в обморок упасть!»
Отовсюду слышно: «Ох!»
Коль на улице … (бульдог)Нет чудеснее подарка,
Чем немецкая … (овчарка)Хвостик колечком,
А ну, угадай-ка,
Кто я? Вот умник,
Конечно же, … (лайка)Белизною шерсти тонкой
Покоряет всех … (болонка)
– Какие еще породы собак вы знаете? (Колли,
терьер, такса, пудель, борзая и др.)
– У кого дома есть собака? Расскажите, как за ней
нужно ухаживать? (Кормить два раза в день,
выгуливать, делать прививки, выделить в доме
место для собаки, давать физические нагрузки,
расчесывать длинношерстные породы) (Презентация
1, слайд 10)
– Какие породы кошек вы знаете? (Сиамская,
сибирская, персидская и др.) (Презентация
1, слайд 8)
– Расскажите про особенности ухода за кошками.
(Кормить, менять туалет, делать прививки,
расчесывать, устроить кошачий домик) (Презентация
1, слайд 9)
– На улицах очень много бездомных животных.
Подумайте, что нужно сделать, чтобы бездомных
животных не было вообще? (Ответы детей)
– Правильно, мы должны понимать, что щенок,
котенок, канарейка – это не игрушка, а живые
существа, о которых мы должны заботиться, раз уж
взяли их к себе домой.
3. Подведение итогов
– О чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке?
(О диких и домашних животных)
– Каких диких животных вы знаете?
– Каких домашних животных вы знаете?
– Как животные приспосабливаются к суровым
погодным условиям?
– Отражается ли как-то образ жизни животных на их
внешности?
– Какие домашние питомцы стали настоящими
друзьями человеку?
– Как нужно ухаживать за собаками?
– Как нужно ухаживать за кошками?
4. Рекомендации для занятий дома
Можно рекомендовать придумать рассказ о своем домашнем питомце, об особенностях ухода за ним.