Класс: 9
Цель урока: формирование основных понятий музыкальной акустики.
Задачи урока:
Образовательные
- Закрепить понятия громкость, высота, тембр на примере музыкальных звуков.
- Продолжить формирование физиологических характеристик звука, введя понятия чистого тона, основного тона и обертонов.
- Расширить кругозор учащихся о музыкальных инструментах и музыкальных терминах.
- Обеспечить усвоение основных элементов музыкального инструмента.
- Научить анализировать акустический спектр звука.
Воспитательные
- Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий: причинно-следственных связей, познаваемости природы.
- Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
- Воспитание интереса к предмету через занимательность материала.
- Создание благоприятной психологической обстановки на уроке, мотивация учащихся к учебной деятельности (посильность заданий, ситуации успеха).
- Формировать информационную культуру учащихся.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Развивающие
- Продолжить развитие речи, мышления, внимания.
- Формирование навыков учебной работы.
- Обеспечение межпредметных связей между физикой, информатикой, музыкой.
- Тип урока: интегрированный урок по изучению новых знаний.
- Методы: словесные, наглядные, самостоятельная работа с электронными пособиями, игра.
- ИКТ при изучении нового материала.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, электронная презентация (ЭП) “Музыкальные звуки” (Приложение Презентация 1), камертон, музыкальные инструменты, электронное пособие “Музыкальные инструменты”.
План урока
Деятельность | ||
учителя | ученика | |
Организационный момент - 2 минуты | ||
Приветствие учащихся. Сообщение темы, цели и задач урока. | Приветствие учителя. | |
Актуализация опорных знаний – 3 минуты | ||
Демонстрация презентации | Комментирование слайдов электронной презентации. | |
Изучение нового материала -25 минут | ||
Запись темы урока на доске. Показ значимости темы для учащихся, мотивация. Сообщение плана изучения нового материала (основные вопросы). Акцентирование внимания учащихся на понятиях, подлежащих обязательному усвоению. План 1) Музыкальная акустика. 2) Характеристики музыкальных звуков 3) Музыкальный строй 4) Камертон 5) Музыкальные инструменты. |
Запись темы урока в тетрадь Осознание значимости изучаемой темы. Уяснение того, чему должны научиться на уроке (знать, понимать, уметь).
Запись плана в тетрадь. |
|
Методы: Эвристическая
беседа Демонстрация презентации. Фиксация внимания учащихся на материале, который нужно записать и знать. Актуализация личного опыта учащихся. Активизация внимания и мыслительных операций учащихся. |
Просмотр презентации Участие в
обсуждении вопросов. Анализ слайдов. Самостоятельная работа в группах с электронным учебным пособием на ПК. Выступление с рассказом о музыкальном инструменте, по 1 человеку от группы. Составление конспекта в тетради. |
|
Первичное осмысление и закрепление изученного материала- 12 минут | ||
Проведение музыкальной игры | Выполнение мини-теста. Прослушивание звуков музыкальных инструментов |
|
Домашнее задание – 1 минута | ||
Готовиться к семинару по теме “Инфра и ультразвук” | Запись домашнего задания | |
Подведение итогов урока. Рефлексия -2 минуты | ||
Оценка работы учащихся на уроке. Аргументация оценок и отметок. | Рефлексия |
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь!
Сегодня мы более подробно познакомимся с музыкальными звуками, а точнее с основными понятиями музыкальной акустики.
2. Актуализация опорных знаний.
Для успешной работы на уроке повторим основные характеристики звука. Ваша задача озвучить слайды, дать основные определения понятиям.
3. Изучение нового материала.
Запишите тему урока “Музыкальные звуки” и план по которому будем работать на уроке.(С 1)
Учитель физики:
1. Звуки, слышимые человеком можно условно разделить на музыкальные звуки и шумы.(С 2)
Это деление субъективно, т. е. зависит от восприятия звука конкретным человеком.
Музыкальные звуки объект изучения – музыкальной акустики.
2. Музыкальная акустика - раздел музыковедения и общей акустики, изучающий объективные физические закономерности музыки в связи с ее восприятием и исполнением. (С 3)
Музыкальная акустика изучает: музыкальные звуки, соотношения высот и громкость музыкальных звуков, музыкальные строи, человеческий голос, музыкальный слух, музыкальные инструменты. (С 4)
3. К музыкальным звукам относят: пение, звучание музыкальных инструментов.
Учащиеся приводят примеры музыкальных звуков и записывают их в тетрадь.
Основные характеристики музыкального звука:
- громкость – качество звука, определяемое органами слуха субъективно и зависящее от амплитуды колебаний источника; с ростом амплитуды громкость звука увеличивается.
- высота звука - качество звука, определяемое органами слуха субъективно и зависящее от частоты звука; с ростом частоты высота звука увеличивается.
- тембр – определяется набором сопутствующих частот (спектром).
Эти характеристики являются физиологическими. (С 5-7)
4. Любой звук с помощью специальных устройств можно разложить в спектр. (С 8-9)
Спектр звука - совокупность простых гармонических колебаний, полученных в результате частотного анализа звука. Различают сплошные и линейчатые спектры звука.
Линейчатый спектр звука - спектр звука, в котором имеется совокупность дискретных (определенных) частотных составляющих. Линейчатыми спектрами с кратными частотами обладают музыкальные звуки.
Сплошной спектр звука - спектр звука, в котором имеется совокупность всевозможных звуковых частот (энергия звуковых колебаний непрерывно распределена в более или менее широкой области частот). Звук со сплошным спектром воспринимается как шум.
Какие же частоты образуют музыкальные звук?
5. Музыкальный звук – это звук, имеющий частоту в диапазоне от 16 до 4500 Гц (от До субконтроктавы (16 Гц) до Ре пятой октавы (4000-4500 Гц); входящий в состав закономерно организованной музыкальной системы, состоящей из 8 октав: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая. (Приложение 1. Таблица 1, С 10).
Учитель музыки:
Общепринятой считается звуковая система из 12 звуков в пределах одной октавы. (7 чистых тонов и 5 полутонов), которая образует музыкальный строй.
6. Музыкальный строй – это ряд нот, расположенных по возрастанию частоты с регулярными интервалами. (С 11)
При увеличении частоты в 2 раза звук повышается на октаву.
Таблица основных чистых тонов: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.(просмотр таблицы 1, С 10)
Прослушивание основных звуков гаммы (использование проекта для интерактивной доски) (С 12)
7. Музыкальный звук может быть простым и сложным. (С 13)
Музыкальный звук с определенной частотой называется тоном.
Тон бывает чистый, основной и обертон.
Простому звуку соответствует чистый тон.
Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.
Основным тоном музыкальной настройки считается тон ЛЯ первой октавы, частота которого 440 Гц. ( демонстрация звучания камертона)
8. Такой тон можно получить с помощью специального устройства – камертона.
Сообщение учащегося о камертоне:
Камертон - прибор, источник звука, служащий эталоном частоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. (С 14)
В сложном звуке присутствует несколько частот. (С 15-16)
Самая низкая (т. е. самая малая) частота сложного звука называется основной частотой, а соответствующий ей звук определенной высоты — основным тоном (иногда его называют просто тоном). Высота сложного звука определяется именно высотой его основного тона.
Все остальные тоны сложного звука называются обертонами. Частоты всех обертонов данного звука в целое число раз больше частоты его основного тона (поэтому их называют также высшими гармоническими тонами).
9. Обертон - (синусоидальная) составляющая сложного звукового колебания, имеющая более высокую частоту, чем основной тон (основная составляющая).
Обертоны определяют тембр звука.
Тембр звука - окраска звука; качественная оценка звука, издаваемого музыкальным инструментом, звуковоспроизводящим устройством или голосовым аппаратом людей и животных. (С 17)
Тембр звука характеризует оттенок звучания, определяется источником звука, зависит от состава обертонов, сопутствующих основному тону, и их интенсивности.
Тембр позволяет нам различать два звука одинаковой высоты и громкости, издаваемых различными источниками: музыкальными инструментами, человеком.
Например, мы легко отличаем звук рояля от звука скрипки даже в том случае, если эти звуки имеют одинаковую высоту, т.е. одну и ту же частоту основного тона. Отличие этих звуков обусловлено разным набором обертонов (совокупность обертонов различных источников может отличаться количеством обертонов, их амплитудами, сдвигом фаз между ними, спектром частот).
Совокупность характерных для инструмента колебаний называется колебательными модами.
10. Учитель музыки: (С 18-19)
Музыка — оперная, симфоническая, эстрадная, народная — неотъемлемая часть духовной культуры человечества. “Музыка способна выражать чувства и мысли миллионов людей” различных национальностей и рас, она может поведать нам о том, как люди всего земного шара радуются, мечтают, борются и скорбят. Музыка не требует перевода, ее язык понятен каждому
Музыка (от греч.Musikе - искусство муз) - искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека.
Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами.
Для одних людей музыка увлечение, для других развлечение, а для третьих основная профессиональная деятельность. В мире огромное количество профессий, связанных с музыкой. Одна из основных – музыкант. Музыкант - исполнитель музыки: инструменталист, вокалист или дирижер.
Для музыканта профессионала очень важно наличие музыкального слуха.
11. Музыкальный слух - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков: высоту, громкость, тембр, а также ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и в музыкальных произведениях.
Музыкальный слух способен развиваться в музыкально-практической деятельности. Различают несколько видов музыкального слуха: абсолютный, относительный, внутренний и др.
Музыкант имеет дело с музыкальными инструментами.
12. Музыкальные инструменты - инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. (С 20)
Каждый музыкальный инструмент обладает: особым тембром звучания, определенным диапазоном звуков, а также музыкально-выразительными динамическими возможностями.
Качество звучания музыкального инструмента зависит от взаимосвязи и формы материалов, применяемых для изготовления инструмента.
Музыкальные инструменты появились очень давно. Сначала они были довольно примитивными.
В настоящее время, благодаря развитию физики созданы музыкальные инструменты, представляющие из себя сложные механические системы.
Существует множество классификаций музыкальных инструментов. (С 21) Самая распространенная делит все музыкальные инструменты в зависимости от источника звука:
- на духовые инструменты (деревянные и медные);
- на струнные инструменты (щипковые и смычковые);
- на ударные инструменты.
Кроме этих 3 групп можно выделить народные инструменты, клавишные, электронные и т.д.
13.Учитель физики: (С 22-23)
При рассмотрении любого музыкального инструмента, с точки зрения физики можно выделить три элемента:
- источник звука,
- способ извлечения звука,
- резонаторное устройство для усиления звука.
Самостоятельная работа с электронным пособием на компьютере.
Ваша задача найти в пособии информацию о нужном музыкальном инструменте и одному из группы озвучить ее. Карточки с заданием на столах возле компьютера.
Ребята готовят сообщения о музыкальных инструментах и дают информацию после характеристики группы инструментов учителем музыки. Рассказ ученика сопровождается тихим звучанием соответствующего инструмента.
14. Учитель музыки:
Аэрофоны (С 24)
Духовые музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, в которых источником звука служат колебания столба воздуха в полой трубке.
По способу извлечения звука духовые инструменты подразделяются:
- на флейтовые, включающие все виды флейт;
- язычковые: зурна, гобой, кларнет, фагот;
- на мундштучные: трубы и рога.
Рассказ ученика о кларнете.
Хордофоны (С 25)
Струнные музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, в которых источником звука служат колебания натянутой струны.
В смычковых инструментах изменение высоты звуков достигается:
- либо укорачиванием струн (на скрипке);
- либо с помощью постоянно настроенных на определенную высоту струн (фортепьяно).
По способу извлечения звука струнные инструменты подразделяются:
- на щипковые: арфа, балалайка, домбра, гитара, гусли, лютня и др.;
- на смычковые: альт, виола, виолончель, кеманча, контрабас, скрипка и др.;
- на ударные: фортепияно, цимбалы и др.;
- на ударно-клавишные и щипково-клавишные.
Рассказ ученика о скрипке.
Ударные музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, в которых звук извлекается ударами рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой.
Ударные инструменты подчеркивают ритм музыки, придают звучанию оркестра большую силу, а его краскам - большее разнообразие.
Рассказ ученика о барабане. (С 26)
Клавишные музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, звук в которых извлекается при помощи рычагов-клавиш, расположенных в определенном порядке и составляющих клавиатуру. По способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты подразделяются: (27)
- на ударно-клавишные струнные: клавикорд, фортепьяно;
- на щипково-клавишные струнные: клавесин;
-на пневматические клавишные духовые: орган;
- на пневматические клавишные язычковые: фисгармония, баян, аккордеон;
- на ударно-клавишные пластиночные: колокольчики, челеста.
Рассказ ученика о фортепьяно
Мембранофоны (С28)
Мембранные музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, в которых источником звука служит натянутая упругая мембрана.
По способу извлечения звука мембранные инструменты подразделяются:
- на фрикционные: бугай;
- ударные: барабан, литавры.
Механические музыкальные инструменты - музыкальные шкатулки, оркестрионы, шарманки и другие музыкальные инструменты, снабженные техническими приспособлениями для исполнения зафиксированных на дисках произведений или наигрышей без непосредственного участия музыкантов.
Народные музыкальные инструменты - самобытные музыкальные инструменты:
- принадлежащие культуре одного народа; или
- распространенные у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами.
Рассказ ученика о балалайке (С 29)
Электрические музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Электрические музыкальные инструменты подразделяются: (С 30)
- на электронные музыкальные инструменты (электроинструменты);
- на адаптированные музыкальные инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука: электрогитара, электробалалайка и т.п.
Рассказ ученика об электрогитаре
4. Закрепление материала.
Учитель физики:
Всем спасибо за интересные сообщения. А сейчас мы с Вами подведем итоги, ответим на вопросы небольшого теста и поиграем, послушав музыку.
Учитель совместно с учащимися обобщает содержание изученного материала.
Учащиеся отвечают на вопросы мини-теста, представленного на слайде (С 31) презентации. Записывают домашнее задание.
Проводится музыкальная игра (Презентация 2). (выход на презентацию с игрой по интерактивной ссылке с титульного слайда (С 1) основной презентации. Переход с последнего слайда на титульный с помощью специальной кнопки).
5. Итог урока. Рефлексия.
Рекомендации по использованию электронной презентации с музыкальной игрой в Приложении 2.
Звуковые файлы включаются на слайдах с помощью значка: , щелчком левой кнопки мыши.
Литература.
- Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. II. Учебное пособие для учащихся/ под ред. Тарасова Л.В. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.: ил.
- Вечера по физике в средней школе. Пособие для учителей. Составитель ЭМ Браверманн. М., “Просвещение”, 1969. 267 с. ил.
- Енохович АС Справочник по физике. М., “Просвещение”, 1978. 415с. ил. (Б-ка учителя физики).
- Физика. Школьный атлас/ДМ Пуиг, ЖП Вивес, издательский дом “РОСМЭН”. 1998. -90с.: цв. ил.
- Физика /Брилев Д.В./Большая серия знаний: - М.: ООО “Мир книги”. 2003. -128с.: ил.
- В качестве электронного приложения для самостоятельной работы учащихся на уроке использовалось учебное пособие “Музыкальные инструменты”. Работа выполнена учениками 9 класса на кружке по сайтостроению в программе Publisher. Работу с данным пособием можно заменить работой учащихся по поиску информации в сети Интернет.