Урок математики по теме "Решение уравнений. Вопросы экологии на уроках математики". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • образовательные: закрепить знания, умения и навыки по теме "Решение уравнений";
  • воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; сформировать положительные эмоции при общении с природой;
  • развивающие: стимулировать познавательную деятельность обучающихся; развивать творческие способности детей в практической деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Сегодняшний урок математики я хочу начать стихами, написанными ученицей 6а класса Логиновой Викторией.

Наш дом - Земля.
Наш дом - не Марс, и не Юпитер,
И даже не Луна.
Наш дом - прекрасная Земля.
Для нас кормилица одна.
Банки, бутылки в кусты мы бросаем,
В реку отходы и нефть мы сливаем,
Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают.
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.
Наша планета пока что жива.
Но без защиты погибнет она!!!

Устный счёт.

В нашей школе завтракают дети из 19 классов. Если в каждом классе найдётся три невоспитанных ребёнка, которые бросят на пол бумажки от печенья.

а) Сколько бумажек будет валяться по школе? (57 бумажек)

б) Мы хотим, чтобы наша школа была похожа на свалку? (Конечно, нет)

На переменах бегают и кричат не только пятиклассники и шестиклассники, но и некоторые ребята старших классов. К концу перемены шум достигает 80 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолёт, производящий шум в 120 децибел? (40)

Информация: По мнению учёных, для того чтобы заработать бессонницу, достаточно длительное время слушать 42 децибела; чтобы стать раздражительным, достаточно постоянного шума в 35 децибел (а это уровень человеческого шёпота; для сравнения - шум оживлённой улицы или громкого разговора - 70 децибел).

Дежурные ушли, плохо закрыв кран. За 1 секунду из крана вытекает 10 г воды. Посчитайте, сколько воды утечёт за 1 час? за 10 часов? за 20 часов?

Информация: На протяжении всей своей истории человечество время от времени страдало от нехватки воды. Чтобы не испытывать недостатка в воде даже во время засух, во многих городах и районах стараются запасать её в подземных коллекторах и водохранилищах. Но необходимы и дополнительные мероприятия, сберегающие воду, а также её бережный расход.

В школе 400 учеников. Предположим, что каждый второй пришёл без "сменки" и принёс в школу на подошвах всего 20 г пыли. Предположим, что 3 кг пыли остались на полу, и её удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим? (Принесли 8 кг пыли, осталось в воздухе 5 кг)

- Мы хотим, чтобы эта пыль попала в наши лёгкие? (Конечно, нет)

А теперь мы попробуем с вами определить подтему нашего урока. Нужно составить это слово, решив примеры.

к г о я э о л и
-5 14 -22 -8,8 5,2 5 0,3 11

Ответ: ЭКОЛОГИЯ - это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

IV. Решение задач и упражнений.

Конечно, на одном уроке (тем более уроке математики) нельзя рассказать обо всех проблемах города, посёлка, потому что проблема загрязнения окружающей среды слишком сложная и многогранная. Поэтому мы сейчас коснёмся только нескольких проблем (или вопросов), которые определим сами.

Задача 1. У нас в школе за день остаётся около 1,2 кг бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 400 учеников и в учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы сохраним, если 1 тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев?

Решение:

Сколько бумаги выбрасывается за год в нашей школе? (кг)

Если бы мы сдали эту бумагу в макулатуру, то спасли бы от вырубки 3-4 взрослых дерева ()

А сколько бумаги мы выбрасываем дома? А какая это цифра в размерах посёлка, района? Можно было бы спасти 120-140 взрослых деревьев. ЛЕСА - это лёгкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином.

Вторая проблема - это горы мусора в каждом городе. И наш посёлок не исключение. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Нередко мусор сжигают, и тогда едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернётся в виде загрязнённой воды, токсической пыли, болезней.

Задача 2. Известно, что в сутки на одного человека в среднем приходится 2,5 кг мусора. Сколько мусора выбрасывается жителями посёлка Сандово за год, если в нём живёт 3700 жителей? Сколько рейсов должна сделать машина грузоподъёмностью в 3,5 т для вывоза этого мусора?

Решение:

- мусора за 1 день

- мусора за год

- для вывоза этого мусора

А где найти выход из этого положения?

  1. Мусор должен вывозиться туда, где он меньше причинит зла человеку и природе. Мусорные свалки должны быть санкционированы.
  2. Строить мусороперерабатывающие заводы.
  3. Повышать уровень воспитанности граждан.

А вы заметили, друзья?
Наш город как цветущий сад!
Фонтаны, клумбы вижу я,
А на столбах цветы висят.
И лавочек полно в тени,
Устал, так сядь и отдохни:
Толпой подростки вот сидят.
Окурки брошены в цветы,
Бутылки бьются об асфальт:
Вот раз и нету красоты.

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!

А теперь поговорим о важнейших проблемах вокруг нашей школы.

ь ы ш л у п м г м с о
-52,8 0,8 -1,2 17 8,6 7 -5 10 18 -5 3,6

Ответ: ШУМ - это загрязнение невидимо для глаз, но его можно услышать. Его называют "медленный убийца". Он может привести к потере слуха, снижению памяти, стрессу, преждевременному старению. В школах, где очень шумно, у ребят могут возникнуть трудности с учебной деятельностью.

Ответ: ПЫЛЬ - в её составе не только твёрдые частицы, но и микроскопические паразиты, клещи, бактерии, болезнетворные грибки, поражающие дыхательные пути и вызывающие аллергические заболевания. Её частицы на своей поверхности удерживают токсические и радиоактивные вещества. Пыль - основной источник попадания в организм страшного яда - диоксида. Поэтому необходима сменная обувь в школе и соревнования по бегу на переменах устраивать не надо.

Ответ: СМОГ - это дымотуман - самая страшная форма загрязнения воздуха. Она вызывает тяжёлые заболевания со смертельным исходом. Солнечные лучи превращают газы смога в ядовитые вещества.

Если люди не сделают так,
Чтобы на Земле было меньше дыма,
То дым сделает так,
Что на Земле будет меньше людей!

И ещё несколько проблем в стихах:

ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ПОЭТ? (о каких экологических проблемах говорит нам поэт)

Удобно сотовый иметь, и позвонить, и посмотреть.
Но излучает вредный фон любимый нами телефон.
Ты не клади его в карман, клади в портфель.
Звонит - достань!

Играет в ухе целый день, мозги с ума тихонько сходят,
А в 30 лет - глухой как пень мужчина с аппаратом ходит.
Включили мышкам громко рок, забыли мышки, где кормушки,
Носились вдоль и поперёк, ещё у них оглохли ушки.

Мальчик кнопку нажал, засветился экран,
Обо всём позабыл этот наш мальчуган.
Виртуальная жизнь, там драконы живут,
Там воюют, стреляют и пачками мрут.
Пять часов не вставал, и заныла спина,
Неподвижно и тупо сидела она.
Мышцы как макароны, устали глаза.
Видно надо спасать, пропадёт егоза.
А на улице солнце и на поле футбол,
Ну-ка быстро вставай, в руки мяч и пошёл.

V. Итоги урока.

Мы рассмотрели только некоторые экологические вопросы и проблемы. Сюда можно добавит и проблему курения, о которой мы говорили с вами на уроке математики в 5 классе, и многие другие. А закончить урок я хочу следующими словами:

Что мы можем поделать, кого в том винить?

Кто-то должен наш мир изменить?

Просто надо заметить нам каждый цветок,
Или птенчика серый пищащий комок!
Всё нуждается в помощи, может, твоей.
Не сорви, не топчи, не сломай, пожалей!
Кто-то в тёплую землю посадит цветы.
Жаль, если этим садовником будешь не ты!

VI. Задание на дом: составить 2-3 задачи экологического содержания, используя средства СМИ и Интернет (на листах формата А4).