Цель:
- развитие умения сопоставлять произношение и написание слов.
- привлекать учащихся к обсуждению, сравнению слов
- воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро! (к детям)
- Доброе утро улыбчивым лицам! (к гостям)
И каждый становится
Добрым и доверчивым:
Доброе утро длится до вечера.
II. Работа по теме.
Запись на доске:
Горот, шапка, трупка, провот, крук, повяска, мак, скаска, мет, суп, лошка, грипки, зуб, репка.
У. - Федя написал слова. Прочитайте. Что заметили? (Ответы детей)
Д. - Допущены ошибки в написании парных согласных. Он написал так, как слышит.
У. - Докажите.
Д. -Например, Город - в конце слова слышим [т] , а пишем д . Потому что проверочное слово города четко слышится [д] .
У. - Почему?
(Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)
Ведется аналогичная работа.
У - Мы исправили ошибки. Какой совет дадим Феде?
(Надо проверять все парные согласные в середине и в конце слова, чтобы правильно обозначать их при письме)
У.- Я предлагаю написать дома письмо - совет Феде.
III. Работа в тетрадях.
У. - А теперь подумайте над тем, какую работу можете предложить с данными словами? (Разделить на группы)
У. - На какие группы можно распределить слова? (Ответы детей)
Вывод: Первая группа - со звонкими согласными. Вторая группа - с глухими согласными.
1) Город, трубка, провод, круг, повязка, сказка, мед, ложка, зуб, грибки.
2) Шапка, мак, суп, репка
У. - На какие две группы еще можно разделить данные слова? (Ответы детей)
Вывод:
В конце
Город, провод, круг, мед, зуб, мак, суп.
В середине
Трубка, повязка, сказка, ложка, грибки, шапка, репка
3) Развитие речи.
У. - Составьте и запишите предложения с данными словами в тетрадь. (Выслушиваются предложения детей)
Игра 1 "Угадай-ка".
- В каких словах встречается сочетание согласных -ЖК-
(Кружка, ложка, подружка, ножки, сапожки, дорожки, пирожки, снежки, книжка)
Игра 2 "Баскетбол".
Слова-"мячики" с парными звонкими и глухими согласными забросьте в корзину, называя проверочные слова. (Слова-"мячи" развешаны по классу.)
Сколько набрано очков?
IV. Работ а с учебником.
Упражнение 180 - самостоятельное выполнение
- взаимопроверка, объяснение орфограммы.
V. Итог урока.
- Давайте вспомним стихотворение-запоминалку о парных согласных.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Зуб - на зубы
Лед - на льды
Будешь грамотным и ты.
VI. Домашнее задание.
У. - Кто помнит, какая работа была задана на дом в начале урока? (Письмо-совет Феде)
У. - Желаю успехов в орфографическом творчестве. Спасибо за работу!