Значение презентаций, фото и видеоматериалов в преподавании географии исключительно. Именно эти средства делают наш урок выразительным и образным. Но мне хотелось бы представить вариант использование видеоматериала не как фрагмента в уроке, а как основной способ при изучении темы на примере фильма компании НТВ «Битва за Север. «Челюскин»».
Этот фильм может быть использован в 8 классе при изучении Арктики и в 9 классе в теме «Европейский Север». Для того, чтобы видеофильм можно было использовать в качестве основного способа изучения материала нужно продумать формы работы учащихся во время просмотра.
Формы работы с фильмом
1. Подготовительный этап
Учитель должен предварительно внимательно просмотреть фильм и составить тематический хронометраж видеосюжетов. Так как длительность фильма не укладывается в рамки урока - придется либо вырезать лишний материал, либо переходить на нужный отрезок фильма, делая паузы.
Подготовить вопросы, выписать ключевые слова по видеосюжету для блиц- опроса учащихся, для постановки проблемных вопросов, для составления плана, конспекта . Таким образом подготовительный этап является и самым трудоемким и длительным при подготовке такого урока.
Например:
00.00-03.00 мин.
«Полярный бум»
Седов - погибшая экспедиция на Северный полюс
Русанов – погибшая экспедиция на Шпицберген
Брусилов – погибшая экспедиция на Землю Франца-Иосифа
В.Каверин- роман «Два капитана»03.00-6.00 мин.
к/ф «Красная палатка»
1928 г – экспедиция Умберто Нобиле на дирижабле
поиски и спасение экспедиции
ледокол «Красин»06.00-12.00 мин.
1929 – СССР-главная арктическая держава
Отто Юльевич Шмидт
Проход на ледокольном теплоходе «Александр Сибиряков» северным морским путем.
Удача или провал экспедиции.12.00-24.00 мин.
Золото
Организация экспедиции на «Челюскине»
16 июля 1933 – старт экспедиции из Ленинграда
13 февраля 1934 – сжатие льдов, высадка на льдину, гибель теплохода24.00- 42.00 мин.
Жизнь на льдине.
Анатолий Лебедевский – полярный летчик.
Спасение экспедиции.
Встреча «Челюскинцев».
Итоги экспедиции .
Судьба людей.
2006 год – находка в Чукотском море.
2. Проведение урока
Объявление темы урока, постановка задачи.
Блиц-опрос по фильму.
Учитель по ходу просмотра ставит фильм на паузу и задает учащимся короткий вопрос по просмотренному видеосюжету.
Составление плана, конспекта.
Эту форму работы можно совместить с блиц – опросом, когда ответы на вопросы и являются материалом для плана. Либо сделать ее самостоятельным видом работы, когда после просмотра фрагмента учитель делает паузу и дает время для того, чтобы учащиеся дали название этому видеофрагменту и записали его в виде пунктов плана, ключевых слов (пример см. выше)
При составлении конспекта учитель заранее объясняет характер работы, и учащиеся составляют конспект в форме коротких записей в процессе просмотра без пауз. Если такая форма работы с учащимися проводится впервые, то в любом случае рекомендуется делать паузы и зачитывать вслух варианты учащихся. По ходу записи учитель корректирует грамотное написание фамилий, названий объектов.
3. Подведение итогов урока
Результатом урока является сформированное представление об особенностях климата Арктики, путях ее освоения, знание имен людей, ставшими символами эпохи.
Учитель может собрать и оценить качество конспектов учащихся, материал записей является основой для подготовки устных ответов на следующем уроке.