Цель: Формирование навыка правильного произношения звука [л] в словах, словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- pакреплять правильное произношение звука Л в словах, словосочетаниях;
- закреплять умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;
- давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
- закреплять образование относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику;
- развивать силу голоса и интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, диск «Лунтик», картинки персонажей (Лунтика, Милы, Кузи, Пчелёнка, Жабы), картинки артикуляционных упражнений, карточки с цветными пятнами, шнурок с завязанными узелками, звуковые модели, мяч, графическое изображение буквы Л, артикуляции звука Л, карточки с картинками на звук Л, зеркала.
Ход занятия
Психогимнастика
Логопед: Ребята, посмотрите на мои руки, вы видите в них что-нибудь необычное?
(Ответы детей).
Логопед: А это ведь не мои руки, а руки моей мамы, которая меня очень любит, обнимает, гладит. А теперь посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который очень любит вас (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра …). И этими любящими руками ласково и нежно погладьте себя по лицу, груди, рукам и ногам. Что вы почувствовали? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)
Логопед: А ещё хорошее настроение сегодня у героев из мультфильма. Вам интересно узнать кто они?
Дети: Да.
(Показ отрывка из мультфильма Лунтик).
Логопед: Что же произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем. Оказался Лунтик на Земле. И стал жить у бабы Капы и деда Шера. А когда Лунтик называет свое имя он говорит …унтик.
Логопед: Правильно?
Дети: Нет.
Логопед: Почему?
Дети: Он не умеет произносить звук Л.
Логопед: Какой это звук, дайте характеристику.
Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Научим Лунтика произносить этот звук?
Дети: Да.
Логопед: Для начала давайте вспомним как должны располагаться губы, зубы, язычок. (графическое изображение артикуляции на мультимедиа). А ещё чтобы научиться произносить звук, что нужно выполнять?
Дети: Гимнастику для язычка.
Логопед: Я буду показывать картинку, а вы выполняйте упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Однажды Лунтик, Мила, Кузя, Пчелёнок решили построить качели на полянке. | Качели |
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один,
а целую дюжину. Один, другой, третий – много гвоздей, |
Иголочка |
Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок, | Лопата |
Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди, трудно строить качели. Тук, тук, тук, Тук, тук, тук. Качели получились на славу! | Молоток |
Все хорошо, осталось только покрасить качели, краску раздобыли красную, желтую, зеленую – и покрасили качели. | Маляр |
Затем все сели на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели! Молодцы все! Хорошие качели построили! | Качели |
Логопед: Покачались они и Лунтик пригласил своих друзей в гости. А вы хотите с ними пойти?
Логопед: Пока они шли Кузя предложил попрыгать в игру «По кочкам». Нужно подушечками пальчиков касаться «кочки» и произносить слоги ла-ло-лу-лы шепотом, громко, тихо по очереди, на одном дыхании. («Кочки» из меха, нождачной бумаги, риса, кожи, расположены на листе А-4)
Логопед: Молодцы! Пришли они домой, а там уже баба Капа встречает их. Она приготовила для гостей угощение: кашу из риса – значит она какая? (рисовая), пирог из клубники – какой? компот из яблок? Салат из лука?
Логопед: Вкусно же готовит Баба Капа. Но пора ей за стирку приниматься, поможем ей?
Дети: Да.
Физкультминутка
Логопед: Ребята, посмотрите, все бельевые верёвки ветер запутал. Поможем Бабе Капе?
Дети: Да.
Логопед: Что нужно сделать? Нужно развязать все узелки и на каждый узелок назвать слово со звуком [л].
Логопед: Ребята, смотрите, нас приглашает в гости Мила, пойдём к ней? (Идем по группе).
Логопед: Ой, смотрите, детёныши животных потеряли своих мам, что же делать? (нужно отыскать маму) Кто мама у львёнка? (львица) У слонёнка? И т.д.
Дети подбирают парные картинки, которые разложены на полу (животное – детёныш)
Игра «Чьи детки?»
У котенка – кошка.
У бельчонка – белка.
У жеребенка – лошадь.
У ослёнка – ослица.
У мышонка – мышь.
У лосёнка – лосиха.
У волчонка – волчица.
У львенка – львица.
Логопед: Да, дети, каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу. А вот и дом Милы. Только здесь написано МИ…. А. Ничего не пойму. Что здесь не так?
Дети: Неправильно написана буква. (Исправляем).
Логопед: Вот теперь правильно. Ребята, а я знаю стихотворение про Милу. Хотите послушать? Я буду читать стихотворение, а вы попробуйте найти в этом стихотворении букву Л. Как правильно говорим букву?
Дети: (Эл).
Логопед: А звук? Слушайте и смотрите внимательно, когда в слове увидите букву Л, хлопните в ладоши. (Работа с текстом)
Мама Милу намывала,
Та терпела – не пищала.
Вот какая Мила,
Не боится мыла.
(Стихотворение прописано на мультимедийном оборудовании).
Логопед: Выложите слово МИЛА из звуковых фишек (кружки красным, зелёным, синим цветом). Какой звук в этом слове первый, последний, третий по счету? Сколько гласных звуков в этом слове? Какой звук мягкий, какой твердый? Сколько звуков в этом слове? Сколько слогов? А сколько слов? Молодцы!
Логопед: И с этим справились. А вот и жаба Клава прискакала, и у неё есть игра «Около». На карточках у вас нарисованы картинки, нужно назвать, что там изображено. Начинаем со средней картинки: Около лампы платье и белка, и так далее. Не забывайте правильно проговаривать слова и звук Л.
(Работа с карточками.)
Логопед: Но вот настал вечер, язычок наш устал, он много говорил, да и нашим друзьям пора возвращаться домой. Чем мы сегодня занимались? Где были? Вы сегодня молодцы! До скорой встречи.