Общая физическая подготовка. Техническая подготовка

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика


Целью занятий детских объединений с детьми-инвалидами является расширение их жизненного пространства и как можно более полная адаптация в обществе в дальнейшем.

И что такое туризм в вашем понятии? Это палатки и костры, песни под гитару, выходы за город и т.д.

Что такое занятие туризмом для наших детей? Это не только палатки, костры, походы и отдых в зимних и летних лагерях, а также участие в различных соревнованиях по технике пешего и водного туризма, спортивное и парковое ориентирование районного, городского и республиканского масштаба.

Это прежде всего формирование интеллектуального развития детей, страдающих умственной отсталостью различной степени, самореализации ребенка как личности, ориентированного на социальную адаптацию в общество, формированию адекватного поведения и самооценки, повышению уровня самостоятельности и самообслуживания, творческое развитие, а также создание условий для личностного самобытного развития каждого воспитанника; умственное, духовно-нравственное, эмоциональное, физическое, творческое развитие, патриотическое воспитание, помощь в формировании его активной жизненной позиции . Цель занятий туризмом – это не только расширение знаний об окружающем мире с помощью предмета «туризм и краеведение». Также это:

– Расширение жизненного пространства.
– Снижение уровня потребительства и иждивенчества.
– Усвоение учащимися повседневно-бытовых знаний и умений.
– Формирование основ здорового образа жизни.
– Трудовое воспитание.
– Воспитание бережного отношения к богатейшему наследию наших предков.
– Воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну.
– Занятия туризмом способствуют умственному развитию личности каждого воспитанника.

Через туризм происходит социальная адаптация и физическое развитие (это регулярные тренировки по общей физической и специальной подготовке на базе школы, городского центра. В бассейне мы занимаемся плаванием, где не только учимся плавать, но и отрабатываем технику плавания. Практические занятия проводятся на полигонах лесопарков города.

В настоящее время занятия ведутся по программе, разработанной на основе типовых программ и измененной с учетом специфических особенностей у детей, с умственной отсталостью и рассчитана на 5–летнее обучение (6 и 7 года (если есть 11 и 12 классы) занятия основываются на закреплении пройденного раннее).

Главная цель моих занятий – это формирование интеллектуального развития детей с различной степенью умственной отсталости, ориентирование на социальную адаптацию в обществе. Также это сочетание наиболее важных направлений дополнительного образования – познавательного, спортивного и оздоровительного, а также расширение знаний об окружающем мире через туризм и краеведение; усвоение учащимися повседневно – бытовых знаний и умений и формирование основ здорового образа жизни.

В течение многих лет воспитанники отдыхают активным отдыхом: летом ходят в многодневные походы, сплавляются по рекам Башкирии, отдыхают в туристических лагерях для детей-инвалидов .и в учебно-тренировочном водном лагере «Бригантина», зимой выезжают в зимние лагеря и на турбазы. В течение учебного года ребята посещают различные музеи, выезжают в походы выходного дня с посещением пещер.

В течение многих лет ребята принимают участие в Республиканских соревнованиях по технике пешего и водного туризма, по ориентированию среди детей с ограниченными возможностями. Также учащиеся участвуют в районных и городских соревнованиях по технике пешего, водного и лыжного туризма, а также и по ориентированию среди учащихся общеобразовательных школ.

Наблюдая не один год за своими воспитанниками, которые страдают умственной отсталостью различной степени, я выявляю в первые годы обучения их отрицательные качества, как неадекватность поведения, психическую неуравновешенность, плаксивость, они легко поддающими панике, неуверенные в своих силах, умении, знаниях. У многих практически отсутствуют навыки самообслуживания.

В своей работе основываюсь на знаниях психологического портрета ребенка с заболеванием умственной отсталости различной степени (олигофренией).

Утрата нормальной функции телесного органа или анализатора в детском возрасте нарушает естественный ход психического развития ребенка и приводит к возникновению социальных и психологических отклонений. Ребенок с задержкой психического развития или умственной отсталостью различной степени – это ребенок, страдающий нарушением мозговой деятельности, а значит и недоразвитием и искажением развития психики с ведущими признаками недостаточности высших познавательных функций, стойко выраженным снижение познавательной деятельности ребенка и качественные изменения всей психики и личности в целом, возникающие на основе органического поражения центральной нервной системы.. Умственная отсталость является специфическим состоянием. Такой ребенок имеет положительные потенциальные возможности и при благоприятных условиях реализует их. Все дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, отчетливо обнаруживающими в сфере познавательных процессов, особенно – в словесно-логическом мышлении. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познавательной сфере («Специальная психология» под редакцией В.И.Лубовского).

Развитие олигофрена определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.

Социальные факторы – ближайшее окружение ребенка; семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит свое время.

Поэтому важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально – волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении знаний и навыков, в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей в школе и вне ее.

У ребенка с деменцией (слабоумием) умственная отсталость возникает в возрасте после 2 лет и встречается редко и может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных случаях с помощью, при благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторого замедления этого процесса и иметь хорошие результаты в процессе обучения и воспитания. Дети с «деменцией» быстрее схватывают учебный материал, обладают в большей степени логическим мышлением, что положительно сказывается на эмоционально – волевой сфере.

Большинство детей обучаются в школах-интернатах, где в замкнутом коллективе, ограниченном рамками школы и дома пространстве, в условиях постоянной регламентации поведения они вынуждены большую часть своего времени проводить с детьми, страдающими таким же заболеванием. Каникулы проводят или дома, или в деревне, где никто ими не занимается целенаправленно.

Из-за пребывания в ограниченном пространстве, большинство учащихся старших классов не владеют навыками самостоятельного передвижения по городу, не умеют собирать необходимую для решения практических задач информацию. Также пребывание детей в среде, ограничивающей контакты с внешним миром, обедняет условия для приобретения собственного опыта, недостаточность которого обусловливает низкий уровень социальной компетентности, что в последствии нарушает процесс включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. У многих детей вырабатываются инфантилизм, эгоцентризм и иждивенчество.

Важно помочь ребенку в период детства адаптироваться к этой ситуации. Редкие посещения театров, цирка не дают полного представления об окружающем мире. Это накладывает отпечаток на психическое развитие ребенка, эмоционально-волевую сферу.

«..... Главной целью в обучении воспитанников в туристском объединении является формирование и развитие знаний, умений, навыков, необходимых для пребывания в подобных туристских лагерях, а также несложных походах. Некоторый дополнительный запас туристских знаний, умений и навыков по преодолению природных препятствий необходим для тех, кто по уровню психофизических возможностей способен участвовать в экскурсиях к относительно доступным природным объектам в рамках туристского лагеря или водного похода». (Ахметшин A.M.).

Занятия проходят и в классах, и в спортзале школы. Также группы в течение учебного года занимаются в парковой зоне города, где проходят практические уроки по технике пешего и лыжного туризма, и ориентированию.

Физическая подготовка занимает важное место в подготовке воспитанников, чему способствуют занятия на скалодроме, в бассейне.

Практикуются выступления на соревнованиях по различным видам туризма (пешего, горного, лыжного и водного) в течение всего года не только среди детей с ограниченными жизненными возможностями , но и среди учащихся общеобразовательных школ.

В результате моей педагогической деятельности ребята приобрели навыки и умения, которые им могут пригодиться в дальнейшей самостоятельной жизни:

1. Подготовка к туристскому лагерю (походу): расчет питания, личного и группового снаряжения, укладка рюкзака;

2. Соблюдение правил техники безопасности во время пребывания в лагере во время купания, приготовления пищи, заготовки дров, прогулок;

3. Организация быта – заготовка дров; разжигание костра, приготовление пищи на костре, установка палатки и тента, окапывание палатки; стирка белья.

4. Соблюдение принципов бесконфликтного существования.

5. Соблюдение правил личной гигиены.

6. Поведение при основных типах чрезвычайных происшествий – проливных дождях, наводнениях и так далее;

7. Ориентирование на местности по местным признакам, по компасу и карте;

8. Первая доврачебная помощь в походе. Самоконтроль.

9. Знание лоции реки и умение применять эти знания на практике ( на сплаве, в участии в соревнованиях по технике водного туризма).

10. Умение применять приобретенные навыки, в участии в соревнованиях по технике пешего и лыжного туризма.

11. Умение применять приобретенные навыки в повседневной жизни.

Краеведческая работа организована не только через беседы, но и через экскурсии в музеи, поездки в пещеры.

Что такое ориентирование? Это не только бег в заданном направлении. Это самостоятельное решение многих задач, как: ориентирование по карте, нахождение контрольного пункта, определение правильного контрольного пункта по тайм-аут, знание топознаков, умение работать с компасом и т.д. Здесь нам помогают знания таких предметов, как математика, чтение, биология, география.

Также в программу занятий туризмом входит оказание первой медицинской помощи. Представленные мною уроки апробированы на учащихся с диагнозом «задержка психического развития», но и на учащихся из общеобразовательных школ. Именно занятия туризмом, где в программу включены различные разделы школьных предметов, таких, как математика, чтение, развитие речи, география, физическая культура, ОБЖ, СБО (социально-бытовая ориентация), трудовое обучение, история, культура Башкортостана помогают учащимся школ легче и глубже усвоить школьные предметы.

Урок разработан для занятий по программе «Активный туризм» с детьми с ограниченными жизненными возможностями с диагнозом «олигофрения». У данных воспитанников «олигофрения» имеет различную степень: от легкой до имбецильной с сопутствующими заболеваниями, такими, как: ДЦП, недоразвитие верхних и нижних конечностей и т.д.

Все воспитанники занимаются туризмом при МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Уфы Республики Башкортостан с педагогом дополнительного образования Чернышевой Ольгой Геннадиевной.

Цель: развитие силы, выносливости, координации движения и ориентирования в пространстве.

Задачи: развить пространственное ориентирование, научить рациональному использованию своих сил, развить мелкую моторику, физическая подготовка.

Время проведения: 2ч 15 мин.

Форма проведения: учебно-тренировочное.

Место проведения: ДДЮТЭ, спортзал, скалодром.

План занятия

Содержание

Время (мин)

Метод подачи материала

1. Построение, приветствие, ознакомление с целями и задачами урока. Инструктаж по Т.Б. 5 Рассказ
2. Общая физическая подготовка (ОФП):

– бег по кругу.

– упражнения на вздох-выдох.

– упражнения для развития и укрепления мышц шеи.

– упражнения для укрепления мышц плечевого отдела.

– упражнения для мышц рук и кистей.

– упражнения для укрепления мышц отдела таза и спины.

– упражнения для мышц ног.

40 Контроль за выполнением упражнений ОФП.
3. Основная часть: Техническая подготовка:

– разучивание техники преодоления различных стен.

– разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на больших зацепах.

– разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на средних зацепах.

– разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на малых зацепах.

Все упражнения проводятся в разных направлениях: слева – направо, справа – налево, вверх-вниз с разными расстояниями

40 Показ и объяснение основных элементов данных упражнений.

Контроль над правильным выполнением данных упражнений.

4. Практическая часть:

практическое занятие на стенках.

25 Контроль и исправление ошибок в индивидуальном порядке.
5. Перерыв 5 Объяснение следующего задания каждому воспитаннику индивидуально.
6. Заключительная часть:    
  – практическая часть:

прохождение определенных участков стены на время. Вис на руках на время.

15 Контроль и исправление ошибок в индивидуальном порядке. Контроль времени.
  – подведение итогов.

– прощание, пожелания на следующую тренировку.

5  

Оборудование: зацепы разных размеров, маты, секундомер. Форма одежды – спортивные брюки и кеды (кроссовки с хорошо гнущей мягкой подошвой).

Ход занятия

– Приветствие, знакомство с ходом урока.
– Техника безопасности во время урока.
– Разминка в спортзале.
– Разучивание техники преодоления различных стен.
– Разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на больших зацепах.
– Разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на средних зацепах.
– Разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на малых зацепах.
– Разминка на горизонтальной стенке на скалодроме.
– Прохождение горизонтально – вертикальных стен без учета времени.
– Прохождение наклонных стен.
– Прохождение горизонтально-вертикальных стен с учетом времени.
– Вис с учетом времени.
– Подведение итогов урока, сравнение итогов прохождения заданных участков стен между воспитанниками.
– Разбор ошибок.
– Прощание.

Разминка: разминка должна проводиться в самом начале занятий для предотвращения травм во время занятий, для согревания мышц.

Разминка проводится в спортзале.

1. бег по кругу (2–3 мин).
2. упражнения на вздох – выдох (5–6 раз).
3. упражнения для укрепления мышц шеи: круговой поворот головы, наклон вперед-назад, вправо-влево (5–6 раз).
4. упражнения для укрепления мышц плечевого отдела: кисти рук на плечах, движение плечевых суставов вкруговую вперед-назад, назад-вперед (5–6 раз).
5. упражнения для мышц рук:

– поднимание и отпускание рук, разведение их по сторонам, круговые движения кистями рук; сгибание и разгибание пальцев (по 5–6 раз).
– отжимание от пола на ладонях (5–6 раз).
– отжимание от пола на пальцах (5–6 раз).
– отжимание от пола на кулаках (5–6 раз).

6. упражнения для укрепления мышц отдела таза:

– круговое вращение справа-налево, слева-направо, наклоны вперед-назад (5–6 раз).
– пресс из положения лежа (5–6 раз).
– пресс в висе (5–6 раз).

7. упражнения для мышц ног:

– приседания, выпады, сгибание ног, круговые движения ногами при различных положениях тела (по 5–6 раз).
– выпрыгивания (5–6 раз).
– приседания на одной ноге (5–6 раз).

Техническая подготовка:

– разучивание техники преодоления различных стен.
– разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на больших зацепах.
– разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на средних зацепах.
– разучивание постановки ног, работа рук и координация туловища на малых зацепах.

Все упражнения проводятся в разных направлениях: слева – направо, справа – налево, вверх-вниз с разными расстояниями.

Методические рекомендации на занятиях на стенках:

Прохождение стенок начинать с простых (горизонтальных) стен, точек опоры д.б. 3 (нога-нога-рука или нога-рука-рука). Особенно внимательным необходимо быть при прохождении углов. Стенки проходятся с разных сторон (справа-налево, слева-направо). После прохождения 2–3 раза простых (горизонтальных) стен можно переходить на прохождение горизонтально-вертикальных стен (через потолок). Точек опоры должно быть 3 (нога-нога-рука или нога-рука-рука). Прохождение горизонтально-вертикальных стен (через потолок) может быть различной сложности. После можно предложить прохождение наклонных стен с 3 точками опоры.

Тем учащимся, которые хорошо лазят на стенках любой сложности, можно предложить прохождение стенок с 2 точками опоры (рука-нога с переходом на 3 точки опоры (см. выше) или рука-рука с переходом на опору рука-нога). После закрепления прохождения стен таким образом можно предложить прохождение горизонтально-вертикальных стен в положении виса, т.е. на 2-х руках.

В конце занятий рекомендуется проводить индивидуальный проход стен каждого воспитанника на время, а также вис на время.

Индивидуальный проход стен каждого воспитанника на время – прохождение стен можно провести по заданным или размеченным маршрутам, разделив основную группу на подгруппы (сильные – проходят по более сложному участку, слабые – по упрощенному).