Прохождение этапа "Переправа по параллельным перилам с организацией сопровождения страховки"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Урок разработан для занятий по программе «Активный туризм» с детьми с ограниченными жизненными возможностями с диагнозом «олигофрения». У данных воспитанников «олигофрения» имеет различную степень: от легкой до имбецильной с сопутствующими заболеваниями, такими, как: ДЦП, недоразвитие верхних и нижних конечностей и т.д.

Все воспитанники занимаются туризмом при МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Уфы Республики Башкортостан с педагогом дополнительного образования Чернышевой Ольгой Геннадиевной.

Данный план-конспект разработан с учетом особенностей развития детей с ОЖВ с диагнозом «умственная отсталость», но был апробирован и на воспитанниках, не имеющих диагнозов УО.

План-конспект занятия детского объединения

Цель: научить ребят организации и прохождению с сопровождением страховки на данном этапе.

Задачи:

Обучающие:

  • научить воспитанников организации и прохождению с сопровождением страховки на данном этапе.
  • систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные ранее теоретические сведения и полученные практические навыки.

Развивающие:

  • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков по осуществлению наведения сопровождения страховки.

Воспитательные:

  • формировать умение организовывать прохождение со страховкой.
  • формировать умение работать в команде, в коллективе.
  • формировать умение и готовность прийти на помощь другому.

Тип занятия: беседа, практическое занятие.

Место проведения: специально оборудованный спортзал, спортплощадка во дворе, лесной массив.

Возраст детей: 7–8 класс

План занятия:

1. Организационная часть (3-4 мин)

2. Основная часть (10 мин).

– беседа на тему: «где применяются «параллельные перила».
– беседа о правилах техники прохождения параллельных перил.
– вязка узлов: 8-ка, австрийский проводник, карабинная удавка.
– беседа об организации сопровождении страховки.

3. Практическое занятие (15 мин):

– прохождения параллельных перил.
– организация сопровождения страховки.

4. Закрепление пройденного материала (10 мин).

– самостоятельное прохождение этапа «параллельные перила».

5. Подведение итогов. (2-3 мин)

Занятия проводятся с перерывом после каждого прохождения данного этапа. Во время перерыва разбираются ошибки, допущенные во время работы на веревках.

Оборудование: «параллельные перила», брезентовые рукавицы, обвязки, веревки блокировочные, карабины, веревка сопровождения, веревки для вязки узлов (репшнуры).

Ход урока

Воспитанники должны быть одеты в обвязки, обвязаны. У каждого воспитанника должен быть грудной карабин + карабин на усе. Также у команды должно быть 3 карабина для сопровождения страховки.

  1. Название данного зтапа и краткое объяснение, где эта переправа может быть использована.
  2. Какие узлы могут быть использованы по ходу урока.
  3. Вязка узлов: 8-ка, встречный, карабинная удавка, австрийский срединный проводник, двойной булинь.
  4. Общие требования при прохождении этапа:
  5. Краткое пояснение прохождения 1-го участника, действия остальных.
  6. Краткое пояснение прохождения поочередно остальных, кроме последнего.
  7. Прохождение последнего участника.
  8. Разбор ошибок, допущенных при прохождении участниками.
  9. Самостоятельное прохождение данного этапа участниками.
  10. Разбор всего урока.

Краткий конспект урока «Прохождение этапа «Переправа по параллельным перилам с организацией сопровождения страховки»».

– Сегодня мы с вами должны научиться проходить этап «Переправа по параллельным перилам с организацией сопровождения страховки». Этап « Параллельные перила» используют в соревнованиях как элемент туризма и как элемент переправы. Но для того, чтобы начать работать на данном этапе, мы должны вспомнить узлы, необходимые нам для работы. Скажите, какие узлы вяжутся с петлей? (8-ка, проводник, австрийский срединный проводник). Давайте попробуем их связать. (вязка узлов на репшнурах).

Теперь, ребята, на концах сопровождающей веревки вы должны связать узел «8-ку». Свяжите. (связали – развязали).

Давайте, договоримся, кто будет собирать карабины после прохождения этапа. (определили)

Общие правила для всех участников:

  1. На веревке должен быть один человек.
  2. С помощью уса самостраховки пристегиваем карабин к верхним страховочным перилам, карабин замуфтовываем.
  3. Движение по нижней веревке осуществляется боком приставными шагами, держась руками за верхнюю веревку.
  4. Руки во время движения не должны перекрещиваться, также во время движения нельзя руки отрывать от веревки. Ноги во время прохождения должны «скользить» по веревке.
  5. Карабины во время работы должны быть обязательно замуфтовываны.
  6. Порядок действия всей группы следущий:

6.1. На концах сопровождающей веревки необходимо связать узлы «8-ки» и один конец с помощью «карабинной удавки» закрепить вокруг опоры. Второй конец сопровождающей веревки с помощью карабина пристегнуть к 1-му участнику в грудной карабин, карабин замуфтовывать.

6.2. Прохождение 1-го участника осуществляется след. способом: 1-й участник. с помощью уса самостраховки пристегивает карабин к верхним страховочным перилам и замуфтовывает. Сопровождающая веревка не должна провисать. Страхующий должен быть в рукавицах. На конце этапа отстегивает ус от верхних страховочных перил. После прохождения этапа выстегивает второй конец сопровождающей веревки и с помощью «карабинной удавки» закрепляет ее вокруг опоры. Карабин замуфтовывать.

6.3. На другом конце участники вяжут на сопровождающей веревке петлевой узел (8-ка, проводник, австрийский срединный проводник), встегивают в него карабин и пристегивают его к 2-у участнику в грудной карабин, замуфтовывают.

6.4. 2-й участник проходит параллельные перила также как и 1-й участник. Сопровождающая веревка не должна провисать. Страхующие с 2-х сторон д.б. в рукавицах.

6.5. После прохождения 2м участником данного этапа, с него отстегивают карабин с сопровождающей веревкой и пристегивают на нижнюю веревку. Оставшиеся участники вытягивают сопровождающую веревку, выстегивают карабин и пристегивают его к 3-му участнику в грудной карабин, замуфтовывают.

6.6. 3-й участник проходит этап как 2-й. Действия 6.5. повторяются до тех пор, пока не останется последний участник. После прохождения предпоследнего участника петлю развязывают. Карабин пристегивают к обвязке любого участника (по предварительной договоренности о порядке очередности).

6.7. Последний участник после прохождения этапа предпоследним участником, отстегивает от опоры конец сопровождающей веревки, встёгивает ее в грудной карабин, проходит данный этап как первый участник.

6.8. После прохождения этапа всеми участниками от опоры отстегивают 2-й конец сопровождающей веревки, снимают карабины, отдают тому, кто собирает их, развязывают узлы, веревку бухтуют.

  1. Разбор ошибок, если они есть, напоминание о необходимости муфтования карабина в рабочем состоянии.
  2. Самостоятельное прохождение воспитанниками этапа.
  3. Проговаривание действий каждого участника, разбор ошибок.

Используемая литература:

  1. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000.
  2. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М., 2001.
  3. Константинов Ю.С. Туристические слеты и соревнования учащихся. Учебно-методическое пособие. – М., 2000.
  4. Садов М., Никова В. Энциклопедия веселой компании. Отдых на природе. – С-Пб., 2000.