Урок разработан для занятий по программе «Активный туризм» с детьми с ограниченными жизненными возможностями с диагнозом «олигофрения». У данных воспитанников «олигофрения» имеет различную степень: от легкой до имбецильной с сопутствующими заболеваниями, такими, как: ДЦП, недоразвитие верхних и нижних конечностей и т.д.
Все воспитанники занимаются туризмом при МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Уфы Республики Башкортостан с педагогом дополнительного образования Чернышевой Ольгой Геннадиевной.
Данный план-конспект разработан с учетом особенностей развития детей с ОЖВ с диагнозом «умственная отсталость», но был апробирован и на воспитанниках, не имеющих диагнозов УО.
План-конспект занятия детского объединения
Цель: научить ребят организации и прохождению с сопровождением страховки на данном этапе.
Задачи:
Обучающие:
- научить воспитанников организации и прохождению с сопровождением страховки на данном этапе.
- систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные ранее теоретические сведения и полученные практические навыки.
Развивающие:
- способствовать развитию устойчивых и прочных навыков по осуществлению наведения сопровождения страховки.
Воспитательные:
- формировать умение организовывать прохождение со страховкой.
- формировать умение работать в команде, в коллективе.
- формировать умение и готовность прийти на помощь другому.
Тип занятия: беседа, практическое занятие.
Место проведения: специально оборудованный спортзал, спортплощадка во дворе, лесной массив.
Возраст детей: 7–8 класс
План занятия:
1. Организационная часть (3-4 мин)
2. Основная часть (10 мин).
– беседа на тему: «где применяются «параллельные перила».
– беседа о правилах техники прохождения параллельных перил.
– вязка узлов: 8-ка, австрийский проводник, карабинная удавка.
– беседа об организации сопровождении страховки.
3. Практическое занятие (15 мин):
– прохождения параллельных перил.
– организация сопровождения страховки.
4. Закрепление пройденного материала (10 мин).
– самостоятельное прохождение этапа «параллельные перила».
5. Подведение итогов. (2-3 мин)
Занятия проводятся с перерывом после каждого прохождения данного этапа. Во время перерыва разбираются ошибки, допущенные во время работы на веревках.
Оборудование: «параллельные перила», брезентовые рукавицы, обвязки, веревки блокировочные, карабины, веревка сопровождения, веревки для вязки узлов (репшнуры).
Ход урока
Воспитанники должны быть одеты в обвязки, обвязаны. У каждого воспитанника должен быть грудной карабин + карабин на усе. Также у команды должно быть 3 карабина для сопровождения страховки.
- Название данного зтапа и краткое объяснение, где эта переправа может быть использована.
- Какие узлы могут быть использованы по ходу урока.
- Вязка узлов: 8-ка, встречный, карабинная удавка, австрийский срединный проводник, двойной булинь.
- Общие требования при прохождении этапа:
- Краткое пояснение прохождения 1-го участника, действия остальных.
- Краткое пояснение прохождения поочередно остальных, кроме последнего.
- Прохождение последнего участника.
- Разбор ошибок, допущенных при прохождении участниками.
- Самостоятельное прохождение данного этапа участниками.
- Разбор всего урока.
Краткий конспект урока «Прохождение этапа «Переправа по параллельным перилам с организацией сопровождения страховки»».
– Сегодня мы с вами должны научиться проходить этап «Переправа по параллельным перилам с организацией сопровождения страховки». Этап « Параллельные перила» используют в соревнованиях как элемент туризма и как элемент переправы. Но для того, чтобы начать работать на данном этапе, мы должны вспомнить узлы, необходимые нам для работы. Скажите, какие узлы вяжутся с петлей? (8-ка, проводник, австрийский срединный проводник). Давайте попробуем их связать. (вязка узлов на репшнурах).
Теперь, ребята, на концах сопровождающей веревки вы должны связать узел «8-ку». Свяжите. (связали – развязали).
Давайте, договоримся, кто будет собирать карабины после прохождения этапа. (определили)
Общие правила для всех участников:
- На веревке должен быть один человек.
- С помощью уса самостраховки пристегиваем карабин к верхним страховочным перилам, карабин замуфтовываем.
- Движение по нижней веревке осуществляется боком приставными шагами, держась руками за верхнюю веревку.
- Руки во время движения не должны перекрещиваться, также во время движения нельзя руки отрывать от веревки. Ноги во время прохождения должны «скользить» по веревке.
- Карабины во время работы должны быть обязательно замуфтовываны.
- Порядок действия всей группы следущий:
6.1. На концах сопровождающей веревки необходимо связать узлы «8-ки» и один конец с помощью «карабинной удавки» закрепить вокруг опоры. Второй конец сопровождающей веревки с помощью карабина пристегнуть к 1-му участнику в грудной карабин, карабин замуфтовывать.
6.2. Прохождение 1-го участника осуществляется след. способом: 1-й участник. с помощью уса самостраховки пристегивает карабин к верхним страховочным перилам и замуфтовывает. Сопровождающая веревка не должна провисать. Страхующий должен быть в рукавицах. На конце этапа отстегивает ус от верхних страховочных перил. После прохождения этапа выстегивает второй конец сопровождающей веревки и с помощью «карабинной удавки» закрепляет ее вокруг опоры. Карабин замуфтовывать.
6.3. На другом конце участники вяжут на сопровождающей веревке петлевой узел (8-ка, проводник, австрийский срединный проводник), встегивают в него карабин и пристегивают его к 2-у участнику в грудной карабин, замуфтовывают.
6.4. 2-й участник проходит параллельные перила также как и 1-й участник. Сопровождающая веревка не должна провисать. Страхующие с 2-х сторон д.б. в рукавицах.
6.5. После прохождения 2м участником данного этапа, с него отстегивают карабин с сопровождающей веревкой и пристегивают на нижнюю веревку. Оставшиеся участники вытягивают сопровождающую веревку, выстегивают карабин и пристегивают его к 3-му участнику в грудной карабин, замуфтовывают.
6.6. 3-й участник проходит этап как 2-й. Действия 6.5. повторяются до тех пор, пока не останется последний участник. После прохождения предпоследнего участника петлю развязывают. Карабин пристегивают к обвязке любого участника (по предварительной договоренности о порядке очередности).
6.7. Последний участник после прохождения этапа предпоследним участником, отстегивает от опоры конец сопровождающей веревки, встёгивает ее в грудной карабин, проходит данный этап как первый участник.
6.8. После прохождения этапа всеми участниками от опоры отстегивают 2-й конец сопровождающей веревки, снимают карабины, отдают тому, кто собирает их, развязывают узлы, веревку бухтуют.
- Разбор ошибок, если они есть, напоминание о необходимости муфтования карабина в рабочем состоянии.
- Самостоятельное прохождение воспитанниками этапа.
- Проговаривание действий каждого участника, разбор ошибок.
Используемая литература:
- Маслов А.Г