Программное содержание:
- Обобщить знания об овощах.
- Развить способность к художественному мастерству – преобразовывать овощи в фигуры животных.
- Упражнять детей в моделировании, умении разгадывать схематическое описание овощей.
- Развивать интерес к опытно – поисковой деятельности.
- Развить логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать доброжелательное отношение к животным, вызвать желание помогать им.
Предварительная работа:
Знакомство с овощами (предыдущее занятие), беседы, рассматривание иллюстраций. Оформление подноса «Овощи» (дети приносят настоящие овощи). Чтение и инсценировка стихотворения Ю.Тувина «Овощи» (Приложение 5).
Материал и оборудование:
- карточки – схемы овощей;
- модели – схемы для дидактической игры «Готовим сами»;
- карточки с загадками, иллюстрации овощей;
- сотовый телефон;
- ключик из картона;
- компьютер, видеозапись «Послание работников зоопарка;
- диск с песней «Маленькая страна» Н. Королёвой;
- иллюстрации «Зимних заготовок» овощей;
- карточки с пословицами и поговорками об овощах;
- комплекс физкультминутки;
- костюм картошки для младшего воспитателя;
- опытный материал: сухой крахмал, мука, йод, тертый картофель, огурец, хлеб, сырые овощи для поделок, зубочистки, подносы, пустая банка, пакеты 2 шт., блюдца по количеству детей, пипетка, ложки, подставки для поделок;
- разные овощи (мытые);
- интерактивная доска;
Ход занятия
На телефон пришла SMS-ка:
Воспитатель: Ребята, нам кто-то прислал сообщение, давайте прочитаем? (воспитатель читает сообщение).
Сообщение: «Здравствуйте, нам нужна Ваша помощь – помогите! Злой волшебник заколдовал в зоопарке детенышей зверей, превратив их в овощи. Овощи спрятал в сундук, а ключ находится в овощной мастерской. Где можно найти сундук смотрите электронный адрес.(www.zoo.ru) »
Воспитатель: Ребята, вот такая SMS-ка. Поможем? С чего начнем? (Ответы детей.)
Дети предлагают написать предложенный электронный адрес на интерактивной доске. Появляется послание. (Читает воспитатель).
Воспитатель: «Чтобы найти ключ, Вам нужно пройти трудный путь и выполнить все задания» (Рисунок 1). Для того чтобы попасть в волшебный мир, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Трах-тибидох-пух».
Воспитатель предлагает закрыть детям глаза, сказать волшебные слова и попасть в Мир Сказок. Дети закрывают глаза, произносят волшебные слова и под музыкальное сопровождение попадают в Мир Загадок. На дереве висят карточки – загадки.
Рисунок 1. Задания детям для получения ключа.
Дети отгадывают загадки:
1. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)
2. Он круглый и красный
Как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней… (помидора)
3. Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко,
Что же это? (Репка)
4. За кудрявый хохолок.
Лису из норки поволок.
Длинная, приятная.
На вкус как сахар сладкая! (Морковь)
5. Сидит дед во 100 шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
6. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (Капуста)
7. Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок)
8. Голова на ножке,
В голове горошки. (Горох)
9. На грядке длинный и зеленый,
А в бочке вкусный и солёный. (Огурец)
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы отгадали все загадки! Только я вот забыла, как можно одним словом назвать все наши отгадки? (Дети отвечают – овощи). Молодцы! Впереди нас ждет Мир картинной галереи.
Дети закрывают глаза, говорят волшебные слова и под музыкальное сопровождение попадают в мир картинной галереи.
Воспитатель: Посмотрите, на стенах висят картины. Они заколдованы. Интересно, как бы узнать, какие овощи на них нарисованы? Давайте вместе разгадаем этот секрет. (Воспитатель выдает образец, рисунок 2, когда овощ отгадан – появляется карточка с изображением овоща. Приложение 1.)
Рисунок 2. Образцы соответствия задания и овоща.
Воспитатель: Молодцы, картины расколдованы. Что же изображено на всех этих картинах? (Дети отвечают – овощи)
Физкультминутка «Капуста».
Мы капусту рубим – рубим (режут капусту),
Мы капусту солим – солим (солят),
Мы капусту трем – трем (на терке трут),
Мы капусту жмем – жмем (жмут, перетирают).
Воспитатель: А теперь, чтобы попасть в мир кулинарных премудростей нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова.
Воспитатель: Чего здесь только нет, почему люди запасают на зиму овощи? (Дети отвечают – они полезные, в них много витаминов, они лечат при болезнях.)
Воспитатель: вы правы, народная мудрость гласит: «Обед без овощей, что праздник без музыки». А какие вы знаете пословицы и поговорки об овощах?
Дети:
Лук – здоровью друг.
Там где нет мяса – свекла герой.
Лук – от семи недуг.
Картофель второй хлеб.
Поел моркови – прибавил крови.
Сахар зубы разрушает – а морковь укрепляет.
Воспитатель: Интересно узнать, а вы сами разбираетесь в приготовлении блюд? Сейчас посмотрим (предлагается дидактическая игра «Готовим сами». Девочки «варят борщ», рисунок 3, мальчики «делают чипсы», рисунок 4. Карточки-схемы «Разложи по порядку». Приложение 2).
Воспитатель: Какие мамины помощники и помощницы! Теперь вы даже папу можете научить готовить!
Воспитатель: Теперь нас ждет Мир научных открытий. Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова и под музыкальное сопровождение попадают в Мир научных открытий.
Нас здесь встречает знаменитый овощ. (Переодетый младший воспитатель).
Овощ:
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правд, вкусная ….. картошка.
Рисунок 3. Карточки для девочек «Готовим сами. Борщ».
Рисунок 4. Карточки для мальчиков «Готовим сами. Чипсы».
Воспитатель: Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Хотите узнать из чего состоит картофель? (Дети подходят к столам).
Опытно-экспериментальная деятельность:
1. Натертую кашицу из картофеля размешать в воде и отстоять. Вода стала беловатой, мутной.
Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука. Если эту воду высушить, то останется мука.
2. Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь.
Вывод: крахмал хрустит, а мука пшеничная – мягкая, пушистая, не скрипит.
3. Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, раствора в банке. Сравнить с реакцией йода на другие овощи (огурец), на хлеб.
Вывод: где есть крахмал, йод меняет цвет.
Воспитатель: Знаете, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье. Итак, мы с вами узнали, из чего состоит картофель – из крахмала. (Приложение 3).
Воспитатель: И вот мы приблизились к овощной мастерской. А вот и ключик от сундука, где спрятаны наши заколдованные овощи (открывается и достаются разные овощи на подносе). В этой мастерской происходят чудеса и превращения! Предлагаю вам самим смастерить из овощей разных животных, которые потом оживут в зоопарке. И колдовству конец. (Дети с помощью воспитателя делают поделки животных из овощей).
После изготовления поделок проводится выставка «Овощной зоопарк» (Приложение 4).
Список литературы:
- Бондаренко Н.В