Цели урока:
– выяснить, каковы занятия и верования восточных славян, как природные и
климатические условия повлияли на их занятия и верования , как управлялись
восточные славяне;
– развивать умение анализировать, осмысливать и находить причинно-следственные
связи;
– воспитывать интерес и уважение к изучаемому материалу, к далекому прошлому
своей Родины.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Историческая карта, презентация, карточки-задания, анаграммы, кроссворд, текстовая таблица, документ к параграфу 1.
Основные понятия и термины: Подсечно-огневая система, переложная система, язычество, язычники, капище, волхвы, идолы, загробная жизнь, нечистая сила, родовая община, родовой старейшина, вервь, вече, народное ополчение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация изучаемого материала.
– Мы узнали, что в 6–8 в.в. восточные славяне заняли территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Посмотрите внимательно на карту и скажите, каковы природные условия этой территории.
– Чтобы узнать тему нашего урока, каждой группе необходимо разгадать анаграммы:
1-я группа: ятизяна (занятия).
2-я группа: роявенива (верования).
3-я группа: пуларениве (управление).
Мы узнали, что славяне расселились на территории покрытой густыми лесами, реками, озерами и степями. Они оказали большое влияние на занятия славян, их верования. Сегодня мы узнаем, чем занимались восточные славяне, каковы их верования и управление.
III. План изучения нового материала:
* Занятия славян.
1. Работа с текстом учебника.
1-я группа: Определите: каково основное занятие славян, каковы системы основного занятия, чем они определялись.
2-я группа: Определите: какие орудия труда использовали славяне и что они выращивали.
3-я группа: Определите, чем еще занимались славяне и, что определило эти занятия.
Вывод:
Основное занятие: земледелие (подсечно-огневая система, переложная система).
Другие занятия славян: бортничество, рыболовство, охота, торговля, ремесла.
* Верования.
1. Демонстрация презентации “Верования восточных славян” с комментариями учителя.
Учащиеся заполняют таблицу:
Боги славян | Другие верования |
Ярило – бог солнца Перун – бог грома и молний, войны Стрибог – бог ветра Волос – бог скотоводства Мокошь – бог плодородия |
Домовой, Щур Русалки Водяной Леший |
2. Работа с текстом документа.
Что византийский писатель Прокопий Кесарийский говорит о верованиях славян?
* Управление.
1. Рассказ учителя.
Родовая община (кровное родство) | Родовой старейшина |
Вервь (соседская община) | Вече, народное ополчение |
2. Работа с документом.
– Как по описанию византийского писателя Прокопия Кесарийского организовано управление у славян?
– Как сражалось с врагами народное ополчение?
IV. Закрепление.
Состязание между группами. Решите кроссворд, разгадав его, вы узнаете по вертикали, каково главное занятие славян.
Вопросы к кроссворду:
- Поклонение множеству богов.
- Общий совет.
- Божество плодородия.
- Добровольное военное формирование граждан.
- Орудие для уборки хлеба.
- Статуя языческого бога.
- Покровитель скотоводства.
- Они общаются с богами.
- Собирание меда.
- Лесной дух.
V. Подведение итогов урока, мотивация оценок, д/задание (параграф 1, вопросы к параграфу и документу, сделать рисунки орудий труда).