Занятия, верования и общественный строй восточных славян. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

– выяснить, каковы занятия и верования восточных славян, как природные и климатические условия повлияли на их занятия и верования , как управлялись восточные славяне;
– развивать умение анализировать, осмысливать и находить причинно-следственные связи;
– воспитывать интерес и уважение к изучаемому материалу, к далекому прошлому своей Родины.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Историческая карта, презентация, карточки-задания, анаграммы, кроссворд, текстовая таблица, документ к параграфу 1.

Основные понятия и термины: Подсечно-огневая система, переложная система, язычество, язычники, капище, волхвы, идолы, загробная жизнь, нечистая сила, родовая община, родовой старейшина, вервь, вече, народное ополчение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация изучаемого материала.

– Мы узнали, что в 6–8 в.в. восточные славяне заняли территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Посмотрите внимательно на карту и скажите, каковы природные условия этой территории.

– Чтобы узнать тему нашего урока, каждой группе необходимо разгадать анаграммы:

1-я группа: ятизяна (занятия).

2-я группа: роявенива (верования).

3-я группа: пуларениве (управление).

Мы узнали, что славяне расселились на территории покрытой густыми лесами, реками, озерами и степями. Они оказали большое влияние на занятия славян, их верования. Сегодня мы узнаем, чем занимались восточные славяне, каковы их верования и управление.

III. План изучения нового материала:

* Занятия славян.

1. Работа с текстом учебника.

1-я группа: Определите: каково основное занятие славян, каковы системы основного занятия, чем они определялись.

2-я группа: Определите: какие орудия труда использовали славяне и что они выращивали.

3-я группа: Определите, чем еще занимались славяне и, что определило эти занятия.

Вывод:

Основное занятие: земледелие (подсечно-огневая система, переложная система).

Другие занятия славян: бортничество, рыболовство, охота, торговля, ремесла.

* Верования.

1. Демонстрация презентации “Верования восточных славян” с комментариями учителя.

Учащиеся заполняют таблицу:

Боги славян Другие верования
Ярило – бог солнца

Перун – бог грома и молний, войны

Стрибог – бог ветра

Волос – бог скотоводства

Мокошь – бог плодородия

Домовой, Щур

Русалки

Водяной

Леший

2. Работа с текстом документа.

Что византийский писатель Прокопий Кесарийский говорит о верованиях славян?

* Управление.

1. Рассказ учителя.

Родовая община (кровное родство) Родовой старейшина
Вервь (соседская община) Вече, народное ополчение

2. Работа с документом.

– Как по описанию византийского писателя Прокопия Кесарийского организовано управление у славян?

– Как сражалось с врагами народное ополчение?

IV. Закрепление.

Состязание между группами. Решите кроссворд, разгадав его, вы узнаете по вертикали, каково главное занятие славян.

Вопросы к кроссворду:

  1. Поклонение множеству богов.
  2. Общий совет.
  3. Божество плодородия.
  4. Добровольное военное формирование граждан.
  5. Орудие для уборки хлеба.
  6. Статуя языческого бога.
  7. Покровитель скотоводства.
  8. Они общаются с богами.
  9. Собирание меда.
  10. Лесной дух.

V. Подведение итогов урока, мотивация оценок, д/задание (параграф 1, вопросы к параграфу и документу, сделать рисунки орудий труда).